Основное политическое событие прошлой недели, касающееся и Тверской области, и России, и всего православного мира, произошло не в правительстве региона или РФ. Оно произошло в РПЦ и связано с дальнейшей карьерой одного из самых перспективных молодых митрополитов – Саввы (Михеева), митрополита Тверского и Кашинского.
«Горячая отставка»
Священный синод Русской православной церкви 29 октября собрался только для того, чтобы сместить нашего Савву с должности управляющего делами Московской патриархии РПЦ (что-то вроде премьер-министра). По большому счету, владыку Савву можно только поздравить – эта административная должность совсем не подходит для спасения души, ради которого, надо думать, он принимал монашеский постриг. В должности управделами патриархии владыка Савва пробыл всего девять месяцев, установив своего рода рекорд – его предшественники работали десятилетиями.
Сама обстановка, в которой происходило отстранение тверского митрополита от должности, говорит о том, что решение это было, что называется, горячее. Самого владыки Саввы на заседании Синода не было, его сняли с должности заочно. На место управделами был поставлен епископ Воскресенский Дионисий (Порубай) – явно более слабый, нежели Савва. Обычно должность управделами занимают особо авторитетные митрополиты, а тут – простой викарный епископ!
Как поясняет официальный сайт Московского патриархата, митрополит Савва (Михеев) сам подал прошение об отставке с поста управделами, объясняя это большим объемом работ и поставленных задач по управлению Тверской епархией, «находящейся сейчас в сложном духовном и материальном положении», и невозможностью совмещения обязанностей. Да, в Тверской епархии непочатый край работы, огромные завалы, накопившиеся со времен тридцатилетнего правления предыдущего митрополита Виктора. И то, что большую часть недели владыка Савва должен был работать в Москве, конечно, создавало определенные сложности. Однако в нашей стране добровольно с таких постов не уходят, и тут же начали создаваться разного рода конспирологические теории о подоплеке этого события.
Конспирологические версии
Одна из версий такова: митрополит Савва рассматривался как кандидат на должность главы РПЦ в Московской области. Сейчас эту должность занимает митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков). Ювеналию уже 84 года, в иеромонахи, кстати, его рукополагал будущий калининский архиерей Алексий (Коноплев), а решение о том, чтобы ему быть епископом, принимал патриарх Алексий I. Архиерейскую хиротонию совершал митрополит Никодим (Ротов) – тот самый, что потом умер на приеме у Папы Римского. После кончины патриарха Пимена Ювеналий был одним из кандидатов на патриарший престол. В общем, живая история Русской православной церкви, но на покой вовсе не собирается. И тут его пытается сместить с должности наш 39-летний Савва, умный, дипломатичный, с большими планами и идеями…
Покойный отец Павел Адельгейм рассказывал, как после ссылки вернулся в Москву и искал себе места. Его спросили: «А вы в КГБ ходили?» Он ответил: «Нет, пока ходил только к владыке Ювеналию» – «Ну, так это одно и то же!». В общем, по одной из конспирологических версий, Ювеналий, архиерей «кагэбэшной закалки», переиграл нашего Савву, слив на него некий компромат патриарху Кириллу. По другой версии, наоборот, Савва набрал компромата на Ювеналия, дескать, он утаивает поступающие средства своей богатейшей епархии от бдительного ока патриархии.
Тонкости церковной политики
За прошедший октябрь Священный синод собирался три раза, хотя обычно этот высший орган церковного управления собирается не чаще четырех-пяти раз в год. На чрезвычайном заседании Синода 14 сентября РПЦ вступила в конфликт с Элладской православной церковью Греции: мол, они должны прекратить поминовение «украинских раскольников». Российским паломникам не рекомендовали ездить к греческим святыням – мощам Дмитрия Солунского, Потапия Фивейского, апостола Андрея, в монастырь Метеоры и так далее.
Еще один конфликт, потребовавший экстренного заседания, – ситуация вокруг прихода храма святой Матроны Московской в Майами. Община вместе со своим настоятелем Александром (Бели) перешла в юрисдикцию Константинопольского патриарха Варфоломея, с которым мы переругались в прошлом году из-за признания Константинополем священного сана украинского Филарета (Денисенко), отлученного нашим патриархом от церкви. Случилось это из-за конфликта с главой РПЦЗ митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Илларионом. Архимандрита Александра (Бели) Синод РПЦ сначала возвел в сан епископа Флоридского и Майамского, а потом митрополит Илларион внезапно запретил его в служении. Документы для Синода готовил митрополит Тверской и Кашинский Савва, так что история с потерей прихода в Майами была засчитана как его «косяк».
И вот третье за месяц заседание Священного синода было посвящено владыке Савве и его отставке.
Интрига за пост преемника
Не беремся судить о том, что там происходит на самом деле. Думается, в РПЦ идет та же интрига за пост преемника патриарха Кирилла, что и в светской российской политике – за пост преемника президента Путина. Митрополит Савва с его быстрым карьерным ростом рассматривается как один из преемников. И может быть, пересидев сложное время на тверской кафедре, занимаясь развитием церковной жизни во вверенной ему митрополии, он наберет больший политический вес, нежели в финансово-административной суете в патриархии.
Напомним, что именно владыка Савва стал первым митрополитом Русской православной церкви, отслужившим божественную литургию на русском языке (мы писали об этом историческом событии в марте сего года). А еще очень забавно выглядит обвинение, что якобы Савва стремится к роскошной жизни. Человек, который, приехав в Тверь, рискнул поселиться в Екатерининском монастыре под приглядом нескольких десятков недобрых старушечьих глаз, вообще аскет и святой! (Это шутка, если что.)
Болезни общества – болезни церкви
Русская православная церковь сегодня действительно переживает непростые времена, и руководить ее делами очень сложно: их запутывает государство, «князья» самой Церкви, прихожане, среди которых есть очень и очень непростые люди, у которых в головах чего только не намешано.
Притом что 82% россиян относят себя к православным, ведут жизнь православных и хоть чем-то относящимся к православию интересуются лишь 2% населения страны. Для остальных все религиозное – это «темна вода во облацех», говоря словами Псалтыри. От церкви люди требуют магических услуг: чтобы ребенок не болел, его крестят, чтобы покойник не снился, его отпевают.
Люди, воцерковлявшиеся в начале 1990-х и часто даже принимавшие сан священника, по прошествии десятилетий оказываются все теми же бывшими советскими людьми – с теми же предрассудками, искривленной моралью. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные, Я пришел призвать не праведников, а грешных к покаянию», – сказал Христос о будущем своей церкви. К сожалению, не все способны воспринимать храм как «врачебницу», и, не встретив в церкви идеальных святых людей, они разочаровываются в самой идее религии. Сейчас констатируют резкое падение конкурсов в духовные семинарии – это значит, что молодежь православные потеряли. И что будет дальше, неведомо.
Да, в церкви присутствуют те же интриги, что и в миру, та же политика, та же коррупция. Поколению церковных руководителей, к которому принадлежит митрополит Савва, придется работать над исправлением этой ситуации.
Отметим еще один важный момент. Сегодня в РПЦ разрушен канонический порядок назначения и перемещения епископов с кафедры на кафедру. Нередко они и вверенное им духовенство с прихожанами узнают об изменении своей судьбы из интернета. Точно так же, как мы на прошлой неделе ловили в интернете сведения о дальнейшей судьбе владыки Саввы, который может уехать от нас в Московскую область. Апостольские правила запрещают епископу оставлять вверенную ему область и занимать другую кафедру, «аще бы и от многих убеждаем был». Так что послужите еще Тверской области, дорогой владыка!
Мария Орлова