30 октября – День памяти жертв политических репрессий. В Твери в этот день прошли сразу две акции. Одна уже традиционная – «Молитва памяти», которая проходит во многих городах России. Другая, новая для Твери – «Бессмертный ГУЛАГ». Радует то, что мероприятия в этот день становятся масштабнее с каждым годом, мы перестаем стесняться и замалчивать жуткие этапы нашей истории.
150 имен репрессированных в час
В этом году имена репрессированных читали сразу на пяти площадках: у фонтана на Тверской площади, у храма св. Александра Невского, у храма святителя Арсения Тверского, у Вознесенского собора, у Воскресенского храма Трех исповедников. Также акция должна была пройти у библиотеки им. А.М. Горького, но по какой-то причине там она не состоялась.
Страницы из «Книги памяти» поделили между площадками. Бесконечный поток имен разносился по улицам: Кривошеев, Крыжановский, Крыницкая, Князько…
Мимо проходили люди, кто-то задерживался, чтобы узнать, что происходит, кто-то присоединялся к чтению, находились и такие, кто не знал о репрессиях.
– В основном молодежь не знает, а кто-то просто не хочет об этом говорить. А так люди подходят разных возрастов, – объяснили организаторы. – Вы только представьте, как это страшно, на каждой точке читается около 150 имен в час. Только в тверской «Книге памяти» записано больше 4 тысяч имен, и это только те, кто погиб в годы Большого террора, в 1937-м и 1938-м. «Молитва памяти» проходит с 2011 года, но нам редко удается дочитать имена до конца, настолько бесконечен этот список. Но важно из года в год это делать. Это нужно для нас, чтобы мы продолжали жить, но помнили о тех кошмарных вещах, которые творились, и это не должно повториться, и для них, ведь это память, свидетельство того, что их несправедливые жертвы не забыты.
В этом году людям раздавали свечи памяти, чтобы каждый мог еще и вечером зажечь свечку, вспомнить о погибших, помолиться о них.
Из одного дома забирали иногда и по десять человек
Акция «Бессмертный ГУЛАГ» проходила на бульваре Радищева. Ее участники встали у домов на бульваре. В руках у участников плакаты с именами, профессиями, датами ареста, приговора и расстрела людей, проживавших в этих домах.
Ян Ксенжепольский стоит с плакатом около дома № 60 на бульваре Радищева. На его плакате надпись: «Здесь, в доме 60 по ул. Радищева проживал Виноградов Федор Михайлович, учащийся школы шоферов. Арестован: 23 декабря 1937 года. Приговорен: 29 декабря 1937 года. Расстрелян: 31 декабря 1937 года».
– Акцию проводит движение «Весна», в России она проходит уже пятый год, – рассказывает Ян. – В этом году мы решили провести ее в Твери. В ней принимают участие пять человек, но репрессированных гораздо больше, даже в рамках только этого бульвара они есть практически в каждом доме. Например, в доме 30/31 проживали минимум трое репрессированных, двоих расстреляли, одну отправили в лагеря. Есть дома, где было репрессировано по 10 жильцов.
Практически напротив Яна с плакатом стоит Артем Важенков. Дом 47 он выбрал не случайно, пару лет назад на нем устанавливали табличку в рамках проекта «Последний адрес» в память о простом жителе города Дмитрии Данилове, который был незаконно расстрелян в 1937 году. Но ее в итоге сняла администрация
– 30 октября – День памяти жертв политических репрессий. Важно хранить эту память, потому что политические заключенные появляются и сейчас, – говорит Артем. – Совершенно невинные люди были пущены в расход, убиты ни за что. Акция показывает, что были репрессированы именно простые люди, которые не вели политической деятельности, они просто жили своей жизнью. Дмитрий Данилов – это молодой парень, у него вся жизнь была впереди. За что его?
Никита, еще один участник акции, стоит у дома 30/31 на бульваре Радищева. На плакате у него значится: «Здесь, в доме 30/31 по ул. Радищева, проживал Голобоков Семен Иванович, экономист в облмногопромсоюзе. Арестован: 23 июля 1937 года. Приговорен: 26 ноября 1937 года. Расстрелян: 30 ноября 1937 года».
– Эта акция создана, чтобы люди помнили об этом черном пятне в нашей истории, чтобы люди знали и не повторяли таких ошибок, – говорит Никита. – Два моих прадедушки были расстреляны, к сожалению, я не знаю их имен, но, возможно, сегодня они прозвучали на «Молитве памяти».
Проходившие мимо люди интересовались плакатами, кто-то благодарил ребят за участие в акции. Но главная цель и «Молитвы памяти», и «Бессмертного ГУЛАГа» выполнена, так как жители Твери вспомнили о репрессиях, об их жертвах, возможно, задумались о чем-то или сделали выводы.
Екатерина Смирнова