Эта крупная, невероятно красивая и изящная белоснежная птица распространена в умеренных и тропических широтах по всему свету, кроме Австралии и Антарктиды. Населяет водно-болотные угодья – прибрежные заросли естественных и искусственных водоемов, поймы рек, заросшие пруды, болота. На рубеже XIX и XX веков она была почти полностью истреблена из-за моды на украшения из эгреток – белых длинных, до полуметра, плечевых перьев, вырастающих у самцов и самок перед брачным периодом. После запрета на охоту ее численность начала постепенно восстанавливаться.
Во второй половине прошлого столетия началось распространение большой белой цапли на север. Так, если в 1970-х годах в европейской части СССР она не гнездилась севернее 49-й параллели с.ш. (Ростовская и Волгоградская области), то в 2015 году было отмечено гнездование 11 пар на одном из островов Рыбинского водохранилища (58° с.ш.).
В Тверской области большая белая цапля впервые наблюдалась орнитологами весной 2003 года на р. Инюхе близ деревни Азарниково. С тех пор она стала попадаться в наших краях все чаще и чаще.
Моя же первая встреча с ней произошла в августе 2012 года на озере Вережун в Западнодвинском районе, когда две птицы, неспешно летящие вдоль берега, наблюдались с моторной лодки. А днем позже шесть цапель были замечены мной из окна автомобиля в пойме р. Западной Двины. В следующий раз увидеть пролетающую птицу мне удалось через три года на заброшенных Редкинских торфоразработках в Конаковском районе.
Но особенно «урожайным» на больших белых цапель – и не только для меня – выдался нынешний год. В мае, как я уже писал в одной из предыдущих публикаций, пять особей были отмечены мной и Вадимом Черкасовым на острове Большой Лисий на Вышневолоцком водохранилище. Также в мае, июне и июле от одной до двух цапель – о чем я тоже уже сообщал нашим читателям – встречались моим друзьям на зарастающем водоеме у Волоколамской развязки на автодороге Москва – Санкт-Петербург. А в августе там же дважды видел их и я. Правда, всего двух, тогда как, по словам орнитолога Андрея Виноградова, ранним утром в начале этого месяца там было не менее десяти птиц!
А самая запоминающаяся моя встреча с ней случилась совсем недавно, 13 августа (вот тебе и «несчастливое» число!), на прудах-шламонакопителях на окраине поселка имени Крупской. Неожиданно белоснежная красавица спланировала на ржавого цвета илистую отмель на самом большом из прудов и в течение двенадцати минут важно прохаживалась среди находившихся там многочисленных чаек, дав возможность провести фото- и видеосъемку. Взлететь в воздух вместе с остальной пернатой публикой, облюбовавшей отмель, и улететь в сторону Боровлева ее заставил лишь всеобщий переполох, поднявшийся по невыясненной мной причине.
Вполне вероятно, что эти замечательные птицы гнездятся где-нибудь на территории нашей области. Выяснить это – одна из задач, стоящих перед тверскими орнитологами.
Дмитрий Кошелев,
член Союза охраны птиц России
Фото автора