Разговор туманным вечером о «Ежике в тумане»

12.11.2019, 16:41

В Твери побывал известный мультипликатор, режиссер и художник народный артист России Юрий Норштейн.

Его анимационные фильмы популярны в России и далеко за ее пределами: «25-е. Первый день», «Сеча при Керженце», «Лиса и Заяц», «Цапля и Журавль», «Сказка сказок», ну и, конечно же, фильм – лауреат многочисленных премий «Ежик в тумане». Выставки его рисунков проходили во Франции, России, Японии, Израиле, США.

Взъерошенные негустые волосы, седая бородка, расстегнутые верхние пуговицы рубашки, мягкая улыбка на лице – таким предстал всемирно известный мультипликатор Юрий Норштейн перед тверской публикой. Погода «откликнулась» соответствующим образом: в тот вечер, когда начиналась творческая встреча, на Тверь опустился густой туман, так что создателю «Ежика в тумане» довелось вести ее именно в туманный вечер, хотя в уютном помещении книжного магазина, где она проходила, естественно, никто не ощущал никакого тумана.

Слушателей набилось много – не всем хватило стульев, поэтому половина всех собравшихся, если не больше, стояла. Многие так и простояли все полтора часа, что длилась встреча. Такое количество пришедших людей даже слегка смутило режиссера.

 

«Ежик в тумане» расширил возможности мультипликации

Встреча проходила в формате вопросов и ответов. И первым был вопрос о новаторских прие-
мах, которые режиссер использовал в своем самом мультике «Ежик в тумане».

Это фильм об открытии мира, его таинственных сторон. Однажды Ежик попал в туман, и мир для него преобразился. И Ежик стал, по словам Юрия Норштейна, «совсем другим человеком».

Фильм «Ежик в тумане» многослойный: в нем есть и поэтический, и философский, и автобиографический, а также другие подтексты.

Конструкцию и композицию сценария к фильму Юрий Норштейн предложил сам. Он был на студии У. Диснея, видел станок для производства мульт-
фильмов, другие современные тогда технические средства. «У нас же все было на ощупь, техника соответствующая – топорная, каменная: на штативе стояла примитивная камера. Ее ставили под разными углами и снимали нужные планы. В итоге мы получили неожиданный эффект, открыв новые пространственные возможности мультипликации. На основе этих открытий сделали съемочный станок», – рассказал режиссер. Разработанный им стиль придал мультфильмам эффект трехмерного изображения.

В своем дальнейшем творчестве Юрий Норштейн всегда использовал многоярусный мультстанок авторской конструкции и классический метод перекладок, наотрез отказываясь пользоваться компьютерной анимацией.

Режиссер рассказал и о некоторых других своих работах («Лиса и Заяц», «Сказка сказок», «Цапля и Журавль»). Признался, что у него была мечта сделать фильм о Маяковском «Любовь поэта», но он ограничился лишь несколькими набросками к нему. Слушателям были показаны заготовки кинокадров с разными персонажами (ежиком, филином и др.).

При создании мультфильмов он тесно работает вместе со своей женой художником-постановщиком Франческой Ярбусовой. Ей он посвятил много добрых слов. Жена – самый главный ценитель его искусства, и она «сыграла самую важную роль» в его творческой работе.

 

Искусство как лечащее средство

На протяжении встречи Юрий Норштейн не раз обращался к образу умирающего дерева. В нем он видит трагически неотвратимую диалектику. Вообще трагическое он считает высшей формой искусства.

Своими любимыми он называет все фильмы Федора Хитрука, Эдуарда Назарова. Юрий Норштейн лестно отозвался об известном японском режиссере-аниматоре Хаяо Миядзаки, называя его «человеком совсем другой культуры», впитавшем в себя не только свою национальную, но и европейскую и русскую культуру, которой он «заряжен».

Ему задали вопрос об актерах, озвучивавших персонажей его работ. Юрий Норштейн сказал, что ему посчастливилось работать с такими замечательными актерами, как Иннокентий Смоктуновский, Алексей Баталов, Александр Калягин, и другими.

Он вспомнил про озвучку с участием Смоктуновского. Актер в силу своей загруженности в театре и кино не успевал как следует поработать над ролью в мультике. Но про мультик Норштейна, в котором ему довелось озвучивать персонажа, он твердо сказал: «На такой фильм я приеду». И ведь приехал и свою работу с блеском выполнил.

Голос Алексея Баталова Юрий Норштейн назвал «терапевтическим», и это следует воспринимать как комплимент, если иметь в виду, что само искусство, по мнению мультипликатора, «обладает лечащими свойствами». При подборе на озвучку ролей он «руководствовался музыкой слова» актера. Он слушал звучание голоса и прикидывал, насколько оно гармонично ляжет на изобразительный ряд. Тут он даже заикнулся про мифические аптечные пузырьки, которые якобы хранят голоса актеров.

 

«С понятием чести большие проблемы»

Нынешний формат современных мультиков его не очень устраивает. Но по его мнению, стандартизации при производстве фильмов трудно избежать.

Юрий Норштейн очень жестко реагируют на происходящее в обществе. Его печалит «воровство поголовное». Его возмущает один наш министр, допустивший плагиат при написании диссертации. («Кто он? Вор!».)

– Беда нашего времени – у нас нет общественного мнения. Общественное мнение – это ведь не крики на Болотной, а возможность открыто изложить свои взгляды по самым насущным вопросам.

Он возмущен, что полтора месяца пролежало интервью с ним в «Московском комсомольце», которое так долго согласовывали: «Правду слушать никто не хочет, ведь на нее надо отвечать».

Он критически относится к тому, что хорошие актеры снимаются в низкопробных роликах, и привел в пример ролик про «невежественного» человека с двумя пачками денег. Большой артист не должен сниматься в таких роликах, считает он. Тут он упомянул замечательного российского актера Михаила Ульянова, который был буквально в отчаянии, узнав, что один уважаемый им актер «ушел в сериалы». «С понятием чести очень большие проблемы сейчас», – считает мастер.

 

«Постоянно работать над собой»

– Как стать мультипликатором? – спросили слушатели.

– Есть русская литература. Надо читать книги, слушать хорошую музыку, которая сотрясает. И надо постоянно работать над собой. Я так и делаю постоянно. Когда меня спрашивают, чем я занимаюсь в настоящее время, я без всякой иронии отвечаю: «Работаю над самим собой».

Кто-то из слушателей поинтересовался, есть ли в наше время мультипликаторы, делающие добрые фильмы?

Юрий Норштейн утверждает, что есть, и перечислил несколько имен и мультиков. Например, Наталья Чернышева и ее работы «Снежинка», «Бабушкино варенье». Один из этих фильмов он назвал маленьким шедевром, отозвался о нем как о тончайшем фильме человека, который зорко вглядывается в природу, отметив и душевное чутье, и сердечность автора.

Положительно отозвался он и о фильме Натальи Мирзоян «Пять минут до моря».

Он много читает наизусть. Заражает этим своих внуков. Безумно рад, что внучка Яночка «читает русскую литературу».

А еще он показал фото своего старого дома в Марьиной Роще и дерево, посаженное им с братом. Сейчас нет ни дерева, ни дома. По его словам, он мог часами стоять и смотреть на двор и дом с осыпавшейся штукатуркой и проступившей дранкой. «Где сегодня увидишь это? Если не будем смотреть на умирающее дерево, то не будем реагировать ни на что остальное. Все лучшее в себе я накапливал через эти пространства. Без этого мира я был бы никто», – считает художник.

После выступления состоялась автограф-сессия. Образовалась длиннющая очередь. У многих в руках была книжка «Ежик в тумане». Кому-то повезло вместе с автографом получить от художника еще и его собственноручный рисунок самого знаменитого его персонажа. Рисунок того самого Ежика в тумане. 

Александр Арсенов

61 0
Лента новостей
Прокрутить вверх