Выбитые окна, кучи мусора и сломанной мебели внутри – так сегодня выглядит Дом культуры в Русской Венеции. Дальнейшая его судьба неясна. Областные власти уверяют, что снести здание выгоднее, чем привести в порядок. Мы попытались разобраться, была ли необходимость закрывать досуговый центр.
«Медок»: пчелы есть – ульев нет
В начале апреля в Вышнем Волочке прошла торжественная встреча, посвященная полувековому юбилею народного ансамбля песни и танца «Медок». Он был создан в 1969 году – тогда же, когда введен в эксплуатацию городской Дом культуры, при котором работал творческий коллектив. Возглавил «Медок» композитор и дирижер Геннадий Строганов, а его первым помощником стал балетмейстер заслуженный работник культуры РСФСР Георгий Гангесов. Для составления репертуара члены коллектива специально ездили в район, где собирали образцы местного фольклора.
Рабочие, служащие, студенты – сколько людей за эти годы приобщалось к народной культуре, трудно сказать. Нынешняя глава Вышневолоцкого района Наталья Рощина в свое время также была участницей ансамбля. Кому-то «Медок» дал путевку и на профессиональную сцену. Не зря его называют визитной карточкой Вышнего Волочка, его культурной жемчужиной. Только праздник, приуроченный к 50-летию коллектива народной песни и танца, проходил не в родном ДК, а в драмтеатре. Спросите: почему? Ответ, увы, банален: Дома культуры уже нет.
Руинами больше, руинами меньше
Автор этих строк, чьи школьные годы прошли в Вышнем Волочке, помнит, как в конце 1980-х годов экскурсионные группы ходили вдоль набережной Цнинского канала одна за одной. Сейчас же даже в центре города очень многие исторические здания находятся в полуразрушенном состоянии: дома постройки XVIII–XIX веков по Ванчаковой линии; дом Тыртова на улице Подбельского; дом Неручьевой (Соколова) на углу улицы Подбельского и Ленинградского шоссе, почему-то в советских путеводителях названный путевым дворцом. Даже изюминка местной архитектуры стоит с обрушившейся кровлей.
Обреченный Дом культуры находится на окраине – на Вышневолоцкой стороне. Так в народе называют микрорайон хлопчатобумажного комбината (бывшей фабрики Рябушинских), расположенный к северу от железной дороги. Его появление в этом месте связывают с двумя знаменитыми землячками – Екатериной Фурцевой и Валентиной Гагановой. Фурцева в это время занимала пост министра культуры Советского Союза, а имя прядильщицы Вышневолоцкого хлопчатобумажного комбината Гагановой, передовика социалистического труда, гремело на всю страну. Якобы наверху решили, что предприятие, работница которого была известна ничуть не менее, чем первый космонавт планеты Юрий Гагарин, должно иметь достойный клуб.
В 1969 году в двухстах метрах от центральной проходной комбината на месте деревянного фабричного клуба имени Карла Маркса выросло трехэтажное каменное здание с крытой галереей и колоннами с барельефами перед центральным входом.
Все брошено и разграблено
Новый очаг культуры очень скоро стал одним из архитектурных символов Вышнего Волочка. Даже сейчас оно, обескровленное, с облупленными стенами и выбитыми окнами, как и все монументальное, вызывает некоторый трепет. Здесь проводились праздники, концерты, встречи команд КВН. Был хороший спортивный зал, где в том числе проходили уроки физкультуры для учащихся ПТУ № 13 (сейчас в этом здании супермаркет), готовившего поваров, портных и специалистов для хлопчатобумажного комбината и своего спортзала не имевшего. В разное время на сцене ДК выступали Илья Олейников, театр-студия «Лицедеи», группы «Любэ», «Ночные снайперы». Одно время здесь проходила даже регистрация брака.
В ноябре прошлого года сотрудники Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры в результате проверки здания Дома культуры выявили ряд нарушений требований безопасности и через суд потребовали его закрыть до устранения нарушений. В начале февраля уже этого года решение суда вступило в силу, и стены опустели.
Возле здания встречаю двух молодых женщин с детскими колясками. «Еще год назад сюда на танцы ходили», – вспоминает одна из них. Ее попутчица показывает на пластиковые рамы в оконных проемах возле бокового входа: «Тут находился пост охраны, дети здесь занимались, о закрытии никто ничего не говорил. Да, протекала крыша, но в целом здание было крепкое».
Кстати, все, с кем удалось пообщаться, говорили, что, кроме крыши, других поводов для тревоги в ДК не было. Если здание действительно представляет опасность, то почему оно не огорожено? Только между колоннами галереи натянут символический проволочный забор да центральный вход наглухо заколочен. Боковые двери отсутствуют. Подсвечивая себе фонариком телефона, захожу внутрь. Перил на лестницах нет. На полу – разломанные оконные рамы, мебель, корпуса от аудиоколонок. На верхних этажах – вздыбленный паркет на полу. Все ценное давно уже вынесено, остальное брошено. При этом внутренняя отделка стен и потолка не повреждена. Не тронуты и узоры на колоннах в фойе.
Вот концертный зал. От зрительских мест остались лишь оборванные спинки кресел. Спортивный зал. Валяющийся в углу щит баскетбольного кольца – единственное напоминание о том, что когда-то здесь работали секции и проходили соревнования. Методический кабинет: на стене возле окна –приклеенная афиша фестиваля театров малых городов 2016 года. А вот в этой комнате в начале 2000-х
собирались представители молодого крыла партии «Единая Россия».
Пятьдесят лет – разве возраст?
В сентябре депутат думы городского округа Вышний Волочек Ирина Апсите направила запрос на имя губернатора Игоря Рудени, в котором интересовалась, действуют ли в регионе какие-либо программы по строительству новых учреждений культуры или капитальному ремонту имеющихся, а также, в случае их наличия, просила включить и ДК в Вышнем Волочке. В ответе за подписью заместителя председателя областного правительства Андрея Белоцерковского говорится, что единственным приемлемым вариантом станет снос здания. Для убедительности приведу выдержки из документа:
«В рамках реализации национального проекта «Культура» из федерального бюджета предоставляются субсидии на строительство, реконструкцию и проведение капитального ремонта учреждений культурно-досугового типа в сельской местности.
При этом город Вышний Волочек не относится к сельской местности, поэтому вопрос ремонта (строительства) городского Дома культуры не может быть решен в рамках данной программы.
По информации администрации города Вышний Волочек, проведение реконструкции существующего здания нецелесообразно (стоимость работ оценивается в 227 120 тыс. рублей). Готовится проектная документация на снос здания.
Предполагается осуществить строительство нового здания Дома культуры на месте старого. В настоящее время осуществляется подбор проектной документации для строительства».
Вот так. Сровнять с землей здание, затем возводить новое, сопровождая каждый шаг достаточно дорогой бюрократической волокитой, оказывается проще и дешевле, нежели привести в порядок имеющееся. Здание, которому всего-то пятьдесят лет. Не издевательство ли это?
Кому выгодно?
Кто проводил обследования, кто подсчитывал возможные затраты – в открытом доступе соответствующих документов нет. Не видела их и депутат Апсите. В администрации города также ситуацию не прояснили.
Сейчас масштабные массовые мероприятия проводятся в залах драмтеатра и Дома детского творчества. Однако досугового центра, которым являлся городской ДК, в Вышнем Волочке сегодня нет. И когда появится, неизвестно.
Михаил Летуев