Недавно в Государственном историческом музее в Москве открыли выставку в память о Дмитрии Донском. Москвичи чтят память о своем князе. Фигура тверского князя Михаила Ярославича в нашей истории не ниже других, в том числе московских. Почему бы нам не подумать о выставке и музее в память своего князя? Мыслями на эту тему делится писатель и краевед Валерий Васильевич Годовицын.
Возьмем такое общественное явление, как туризм. В России внутренний туризм становится очень популярным, особенно в последние годы. Сотни тысяч сограждан хотят увидеть красоты родной страны, ее реки и озера, храмы и древние монастыри, которые возрождаются и не перестают удивлять своей первозданной красотой. Россияне хотят побывать в больших и малых городах, познакомиться с их историей не из интернета, а лично самим все «потрогать пальцем». Многочисленные музеи, которые посетят туристы, покажут, как жили наши знаменитые соотечественники, чем занимались и как прославили свою Родину, как свершалась в том числе и тверская история.
Внутренний туризм, даря согражданам знания о родной земле, приносит в бюджет посещаемых ими городов и памятных мест немалую прибыль, окупая затраты, неизбежные при приеме многих и многих гостей – туристов.
Тверская область, как известно, поставила перед собой задачу – значительно увеличить число туристов, желающих осмотреть красоты Твери и многих старинных городов Верхневолжья. Создано областное министерство туризма, от которого ждут реального и быстрого выполнения этой задачи, учитывая, что у нас есть что показать, на что посмотреть и чем полюбоваться. Вот, к примеру, великолепно отреставрированный императорский путевой дворец, возрождающийся Спасо-Преображенский собор, восстановленный храм Александра Невского в Твери; Борисо-Глебский монастырь в Торжке; поднятый из руин Нило-Столобенский монастырь близ Осташкова и многие другие сокровища тверской Руси привлекают все больше и больше жителей из других мест России.
Но и сейчас экскурсоводы приведут приезжих гостей в прекрасные музеи Твери (к сожалению, их не так уж много), пройдутся по интересным улицам города, останавливаясь у памятников князю Михаилу Ярославичу, смелому купцу Афанасию Никитину, Александру Пушкину, Ивану Крылову, рассказывая о жизни этих людей в Твери. Проходя по Советской улице, там, где находится Соборная площадь, экскурсовод обязательно укажет на старинное здание классической мужской гимназии (ныне старый корпус медицинского университета), где учились знаменитый белый генерал Михаил Алексеев, выдающийся авиаконструктор Андрей Туполев и другие известные россияне. Разумеется, упомянет и о советском периоде, когда в здании располагался и совершал свои недоброй памяти дела НКВД. А на улице Желябова (бывшей Космодемьяновской) все остановятся у дома поэта-декабриста Федора Глинки, узника Петропавловской крепости, и экскурсовод произнесет знакомые всем пронзительные слова поэта:
Не слышно шума городского,
В заневских башнях тишина!
И на штыке у часового
Горит полночная луна!..
Попробую немного пофантазировать и воспроизвести возможный диалог приезжего в Тверь туриста и нашего экскурсовода, симпатичной молодой женщины.
– А можем ли мы сходить в один из музеев ваших замечательных тверитян, о которых вы нам рассказали? Ну, скажем, в музей князя Михаила Ярославича или купца и путешественника Афанасия Никитина, Ивана Крылова, Андрея Туполева? Экскурсовод смущенно опустила голову и отвела глаза.
– Пока таких музеев у нас нет, – наконец произнесла экскурсовод и затем негромко добавила: – Но они будут. Я уверена, обязательно будут. К нам приезжают все больше и больше людей, да и власти стали уделять туризму больше внимания.
– А мне хочется побывать в музее Волги, – громко произнесла туристка из Вологды.
– Какой музей Волги? – изумилась экскурсовод.
– Как какой?! У вас на тверской земле рождается Волга. Тверь – первый областной город на великой реке. Уж этот музей наверняка у вас есть. Экскурсовод снова развела руками.
– Ждем и его. Ждем. Новое министерство, конечно, постарается.
Это не совсем моя фантазия – примерно такой разговор я подслушал у памятника Михаилу Ярославичу, наблюдая, с каким интересом слушают приезжие туристы рассказ нашей тверитянки.
Заканчивая, скажу, что чем больше туристов будет приезжать в Тверь, тем больше будет возникать вопросов о новых музеях выдающихся тверитян, о дешевой краеведческой литературе малого объема, о возможности приобрести ее в книжных магазинах и киосках города. Отвечать на эти вопросы придется не только экскурсоводам, но и новому министерству туризма. А как иначе?
* * *
В канун памятной даты 5 декабря – 701-летней мученической кончины отечестволюбца князя Михаила Ярославича разговор о создании музея его имени поднят очень кстати. Его время пришло. В его создании могут принять участие многие специалисты: археологи с откопанными артефактами XIII–XIV веков, библиотекари и архивисты, которые могут сделать копии текстов летописей и даже Хроники Георгия Амартола, художники, реставраторы оружия и доспехов того времени, а также одежды и обуви, служители церкви и епархия и так далее. Главное в этом вопросе – помещение для экспозиции. Все надежды у заинтересованных в создании музея на областной краеведческий музей с его немалыми помещениями – выделить небольшую комнату, наверное, можно. Как представляется, создание музея князя Михаила Ярославича и должно стать первым значимым делом нового министерства туризма совместно с управлениями и отделами по культуре администраций области и Твери при активном участии общественности и краеведческого сообщества.
Борис ЕРШОВ, член Общества князя тверского и великого князя всея Руси Михаила Ярославича