Совет Общественной палаты Тверской области на расширенном заседании рассмотрел вопрос организации общественного контроля за реализацией реформы по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Тверской области. Вывод неутешителен: реформа провалилась.
Иван Лактионов, начальник отдела правовой и организационно-кадровой работы Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, рассказал о ходе внедрения новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Тверской области. Юлия Васильчук, заместитель председателя Общественной палаты Тверской области, сделала доклад «Общественный контроль за реализацией реформы по обращению с твердыми коммунальными отходами, механизмы обратной связи с населением». А Ольга Кириченко, руководитель рабочей группы Общественной палаты Тверской области по развитию городской среды ТОС, ЖКК, сферы услуг и потребительского рынка, рассказала, как видят эти процессы рядовые жители.
Проблема обращения с отходами в Тверской области является острой, потенциально конфликтной.
В целом ряде муниципальных образований Тверской области нарастает атмосфера социальной напряженности и недоверия населения к проектам в сфере обращения с отходами. Очаги «мусорных» конфликтов имеются в Вышневолоцком, Западнодвинском, Калининском, Калязинском, Кимрском, Конаковском, Лихославльском, Нелидовском, Оленинском, Ржевском и Удомельском районах, а также в Кимрах, Ржеве и Твери.
Граждане не видят изменений в этой сфере к лучшему, отмечают ухудшение ситуации с вывозом и утилизацией отходов в местах своего проживания. При этом, по их оценкам, стоимость услуги неуклонно повышается. Сельские жители сообщают о многочисленных фактах начисления платы за непредоставленную услугу. Территориальная схема обращения с отходами не проходила публичного обсуждения, результаты экологической экспертизы до населения не доведены.
В значительной мере нарастание напряжения вокруг мусорной проблемы связано с отсутствием или недостатком общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления, региональным оператором на официальных сайтах в форме открытых данных, а также с отсутствием информационной, разъяснительной работы с населением, управляющими компаниями, отсутствием предварительного публичного обсуждения проектов по размещению мусорных полигонов.
В регионе сеть экологических общественных организаций незначительна.
Государственная поддержка социальных проектов, реализуемых региональными общественными организациями, действующими в сфере ЖКХ, оказания правозащитной поддержки гражданам, приостановлена с 2016 года. Министерства энергетики и ЖКХ, природных ресурсов и экологии Тверской области не реализовывают грантовую поддержку таких организаций. Их число за этот период сократилось с пяти до двух.
Институт общественных экологических инспекторов в регионе не создан: работают всего пять общественных экологических инспекторов.
Законодательство, регулирующее организацию общественного экологического контроля, в Тверской области отсутствует.
У населения отсутствует культура раздельного сбора отходов, не созданы необходимые условия для сортировки мусора. Слабое экологическое воспитание и просвещение граждан, отсутствие социальной рекламы также являются сдерживающим фактором наведения порядка в этой сфере деятельности.
Система обращения с отходами не является прозрачной, понятной и подконтрольной гражданам. Все это ведет к политизации существующих проблем, использованию механизмов расшатывания социального согласия.
Общественная палата региона потребовала от органов власти, регионального оператора обеспечить открытость и прозрачность сферы обращения с ТКО, напомнила об обязанности решать вопросы размещения объектов ТКО и реализации проектов, воздействующих на экологию и природную сферу, с учетом мнения населения, заблаговременно информировать граждан об инвестиционных проектах.
Решение совета Общественной палаты Тверской области направлено в правительство Тверской области с предложением оформить поручения областным исполнительным органам и рекомендации органам местного самоуправления.
Из выступлений участников совещания
Иван Лактионов, начальник отдела Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области:
– На полигонах мы захораниваем до 90 процентов отходов. Мы можем использовать 16 нынешних свалок до 2023 года, а потом останется только одна – в Славном. Без создания инфраструктуры строить новые системы хранения ТКО тяжело. Нужно найти места для строительства таких объектов.
Мусороперерабатывающие заводы строить повсюду и дорого, и экологически невыгодно. Но можно строить сортировочные комплексы и площадки компостирования отходов. Нужно внедрять раздельное накопление отходов. Уже сейчас используются под разные отходы синие и зеленые контейнеры.
Юлия Васильчук, заместитель председателя Общественной палаты Тверской области:
– Выполнение национального проекта «Экология» взято на общественный контроль. Обязательным должно стать участие населения в выборе места строительства объектов переработки и утилизации ТКО. У нас есть институт общественных экологических инспекторов. Вопрос в качестве подготовки специалистов, надо этим заниматься. Необходим переход к раздельному сбору отходов. Отходы – это не мусор, а сырье, которое может использоваться в дальнейшем.
Ольга Кириченко, руководитель рабочей группы Общественной палаты Тверской области по развитию городской среды, ТОС, ЖКХ, сферы услуг и потребительского рынка:
– Сложно отследить вывоз ТКО. С частным сектором никто не работает. В сельской местности услугу не оказывают, а деньги взимают. Хотелось, чтобы была налажена работа регионального оператора, чтобы он реагировал на поступающие запросы. Контейнерные площадки должны соответствовать утвержденным типовым архитектурным решениям.
Владимир Барышников, председатель общественного совета Конаковского района:
– У нас было три свалки, две закрыли, и весь мусор устремился в Конаково. Количество мусора увеличилось в разы. Из Москвы стали возить. С нового года закроется последняя свалка. Все отходы будут отвозить на свалку на Бежецком шоссе.
Мы встречались с оператором, отвечающим за вывоз ТКО. К сожалению, нет правил игры, размазана ответственность задействованных организаций. Должна быть дорожная карта. В работе по реализации реформы по обращению с ТКО есть хороший опыт Дубны.
Геннадий Ершов, председатель общественного совета МО – городской округ Нелидово:
– С 1957 года у нас существовала свалка. Она была незаконной. Теперь она закрыта и подлежит рекультивации. Назрел вопрос строительства полигона. Можно согласиться со строительством на предложенных местах – это далеко от находящегося в районе заповедника. Но у нас такое противостояние! Есть противники рекультивации свалки. Был организованный митинг по поводу строительства полигона. Многие боятся, что Москва повезет к нам мусор.
Вячеслав Басов, генеральный директор ООО «Тверьспецавтохозяйство»:
– В качестве регионального оператора работаем первый год. У нас есть проблемы, пытаемся их решать, стараемся быть открытыми населению. В районах области мы поставили 2,5 тысячи контейнеров. Но это капля в море. Ищем пути, чтобы снять напряжение. На днях выйдет новая версия нашего сайта, ориентированная на население.
Александр Арсенов