Судьба речного вокзала волнует тверитян больше многих других насущных вопросов жизни города. Поэтому один из первых вопросов на итоговой пресс-конференции губернатора Игоря Рудени был именно о том, что же все-таки ждет символ Твери.
Это здание было визитной карточкой города, однако любоваться его видами мы сможем теперь разве что на старых открытках и фотографиях. Напомним, разрушение части здания речного вокзала произошло в августе 2017 года. Перед этим была предпринята попытка открыть там центр современного искусства, но произошла пересменка губернаторов, прогрессивного Дмитрия Зеленина сменил отставной офицер Андрей Шевелев, и проект был закрыт вместе с речным вокзалом. Перепады температуры, нарушение гидроизоляции привели к ускоренному разрушению. После обрушения купола и части стен здание продолжало разрушаться. Недавно мы побывали на месте руин, где действительно идут работы очередной экспертизы, которую проводит компания «Аксиома» из Санкт-Петербурга. Ее результаты должны стать известны уже к концу этого года. «Чего тут восстанавливать? Все трещит по швам, запустили так, что ремонтировать просто нечего!» – заверили нас рабочие.
По словам губернатора Рудени, на этом месте, скорее всего, появится новое здание, построенное по современным технологиям, но в «прежних архитектурных формах». На недавней встрече с Владимиром Антоновичем Сусловым, возглавлявшим Тверскую область в 1990-х, обсуждался вопрос речного вокзала. И Суслов рассказал нынешнему губернатору, что вопрос о перестройке здания стоял еще в 80-х годах прошлого века. Дескать, строился речной вокзал из некачественных материалов, силами заключенных Дмитровлага, работавших на строительстве канала Москва-Волга. И при его проектировании был не учтен уровень весенних паводков, разрушительно влиявших на конструкцию.
В своем стиле Игорь Руденя вновь пообещал радужные перспективы. «На этот проект Администрация Президента РФ выделила порядка 800 миллионов рублей, – сказал он. – До 2021 года мы к этой теме обязательно вернемся».
На самом деле ситуация вовсе не такая оптимистичная. Во-первых, как речной вокзал это здание уже никогда никому не понадобится, поскольку речной транспорт перестал существовать, и место, где люди ожидают теплоходов куда-нибудь в Калязин или Казань, даже теоретически не может быть востребовано. Если даже предположить, что существующие стены, к облегчению местной власти, рухнут, на этом участке будет необходимо провести крайне сложные археологические работы. Территория Отрочь монастыря (на огородах и кладбище которого находится здание речного вокзала), как известно, именно то место, откуда пошла Тверь. Перед строительством речного вокзала в начале 1930-х годов раскопки здесь не проводились. И любое «здание по современным технологиям, но в прежних архитектурных формах» обойдется потенциальному инвестору в непропорционально огромные деньги.
По Твери ходят легенды, что губернатор Игорь Руденя твердо намерен восстановить Отрочь монастырь. Насколько это не соответствует истине, можно понять, если зайти в сохранившийся от монастыря Успенский собор. За 25 лет его восстановление далеко не продвинулось. Кстати, основные здания монастыря находились не на месте речного, а там, где сейчас стоит несколько хрущевских домов.
На пресс-конференции Руденя дословно сказал следующее: «Там же есть остатки фундамента Отрочь монастыря. Эта тема тоже обсуждается. Опытные проектировщики и археологи смогут сделать так, чтобы открыть доступ для туристов к этим артефактам. Надо восстанавливать и то и другое. Речной нужно делать быстрее. Будущие поколения примут решение по монастырю».
Что тут можно построить? Во времена губернатора Дмитрия Зеленина обсуждалась возможность появления здесь загса. На самом деле, многофункциональный комплекс, где будут и отель, и выставочные площади, и рестораны, и тот же загс, замечательно впишется в это место. Но для этого нужно одно жесткое условие – экономический рост. Сейчас в депрессивном регионе этот проект с огромной археологической составляющей не потянуть ни крутым инвесторам, ни государству.
Дашун САМАРИНА, Мария Орлова