Вымороченная область. Тверская область опережает другие регионы по убыли населения

17.12.2019, 16:40

Тверская область стремительно пустеет и вымирает. На прошлой неделе Росстат доложил, что естественная убыль населения в России стала самой высокой за последние 11 лет. Миграционный поток уже не может перекрыть разницу между тем, сколько человек у нас ежемесячно умирает и сколько рождается. Тверской области это касается в первую очередь.

 

Мы теряем в год по целому Ржеву или Торжку

Наш регион теряет людей с удвоенной скоростью. С одной стороны, население в Тверской области в среднем старше, чем в других регионах России, и смертность у нас давно превышает рождаемость. С другой стороны, мы транзитный регион, откуда активное население уезжает в Москву и Санкт-Петербург. Этот процесс идет давно, из Тверской области в свое время уехали родители Владимира Путина, Юрия Лужкова и многих других известных в стране деятелей. Но сейчас отъезд упрощает наличие скоростных электричек и новой скоростной дороги М-11, а также обилие на подъезде к Москве новостроек с доступной ипотекой.

В Твери такие «человейники» на окраинах строятся уже для тех, кто перебирается в областной центр из районов области. С 1991 года население Тверской области сократилось на целую Тверь, на 400 тысяч человек. При этом если население самой Твери не очень поредело, то районы области сейчас являются основным источником пополнения населения областного центра. Вышний Волочек достиг пика населения (76 000 человек) в 1973 году и с тех пор потерял 30 тысяч (из них 13,5 тысяч – с 2000 года). Население Ржева с 2000 года сократилось на 10 тысяч, Кимр – на 15 тысяч. Бологое и Бежецк лишились трети населения: в каждом из этих городков проживало больше 30 тысяч человек, сейчас осталось немногим больше 20. На лето 2018 года в Тверской области насчитывалось 2234 вымершие деревни.

Эту статистику, которую неоднократно приводила на наших страницах легенда тверской статистики Людмила Титова, на прошлой неделе еще раз озвучили известные блогеры Илья Варламов и Митя Алешковский, предпринявшие необычайно грустное путешествие по вымершим деревням некогда густонаселенной территории между Кувшиновом и Вышним Волочком. Здесь остались либо слабые и беспомощные старики, либо запойные алкаши. В каких-то брошенных домах еще целы окна, висят занавески – значит, их покинули не так давно. Другие дома распотрошены полностью, полы выломаны на дрова, все железо украдено и сдано в металлолом.

 

Обжитость территории – вопрос национальной безопасности

Казалось бы, задача удержать жизнь на территории самой большой области в Центральном федеральном округе – вопрос национальной безопасности. Но почему-то никто и никогда не спрашивает с тверских губернаторов этот показатель: насколько обжита Тверская область, насколько удалось побороть эту тенденцию к обезлюдению.

Наоборот, с упорством, достойным лучшего применения, руководство Тверской области планирует продолжить работу по объединению городов и районов в муниципальные округа. Изначально муниципальные округа были придуманы для безлюдных районов Сибири и Крайнего Севера или, наоборот, для уже превратившихся в сплошной город территорий Подмосковья. Казалось бы, в Тверской области нет ни тайги, ни сплошных субурбий. Зачем нам это?

Однако губернатор Игорь Руденя активно продвигает эти процессы. С его подачи в регионе уже были созданы четыре городских и четыре муниципальных округа. На прошлой неделе я рассказала интернет-порталу «Клуб регионов» о негативных последствиях этого как для жителей, так и для власти.

Напомним, Тверская область стала первым регионом в России, который запустил укрупнение поселений после того, как в мае 2019 года вступили в силу изменения в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Необходимость укрупнения Игорь Руденя объяснял экономией на муниципальных чиновниках и укрупнением бюджетов. К тому же с одним руководителем территории «всегда проще говорить», отмечал губернатор.

Последними на сегодняшний день муниципальными округами, которые были образованы в Тверской области, стали Оленинский и Лесной, которые ранее имели статус районов. За их образование в конце ноября 2019 года проголосовали областные депутаты. К этому времени в регионе уже были созданы Весьегонский и Андреапольский муниципальные округа (ранее были районами) и пять городских округов: Удомля, Нелидово, Осташков, Кашин и Вышний Волочек. Все они, за исключением городского округа Удомля (образован в апреле 2015 года), появились при Рудене, который был назначен врио губернатора в марте 2016 года, а осенью выиграл выборы.

 

Потенциальные очаги нестабильности

Комментируя «Клубу регионов» происходящие в Тверской области эти процессы, я призналась, что логика властей по-прежнему остается загадкой. Пример территорий, где реформа уже состоялась, показывает, что ни к чему хорошему это не привело.

Недавно на всю Россию прогремело письмо жителей деревни Еремково к президенту Владимиру Путину. Люди, которые после сильного урагана на месяц остались без электричества, попросили их «расстрелять и закопать». Сложившаяся ситуация стала прямым следствием уничтожения местного уровня самоуправления. Если раньше жители Еремково могли насесть на своего местного главу и не слезать с него, то сейчас они просто не могли достучаться до главы городского округа.

В ближайшее время, по нашей информации, власти планируют создать муниципальный округ в границах города Конаково и Конаковского района. В Конаковском районе очень сильные поселения с очень влиятельными местными жителями и дачниками. Подозреваю, что процесс объединения в округ может вызвать серьезное сопротивление.

Любопытно также, вспомнит ли кто-нибудь в Конакове о расположенных на другом берегу Московского моря Юрьево-Девичьевском и Первомайском сельских поселениях. Как тамошние жители будут решать локальные проблемы в отсутствие местной власти, каким образом люди будут проделывать крюк в 180 километ- ров через Тверь в Конаково?

В Тверской области уже есть муниципальные образования, которым удалось отстоять свою самостоятельность, – это Торжок и Торжокский район, которые тоже хотели объединить в один округ. Там произошло объединение людей на низовом уровне: они начали общаться в соцсетях, ездить друг к другу и изучать опыт друг друга. И мало того что у властей не получилось объединить Торжок и Торжокский район в один округ, так еще и на муниципальных выборах в районе, которые состоялись на волне протеста против объединения, независимые депутаты набрали одиннадцать мест, а депутаты от «Единой России» – четыре места.

Насильственное объединение в муниципальные округа может усилить социальную нестабильность в следующем непростом предвыборном году. Прогнозы неутешительные: область продолжит вымирать, несмотря на все министерства демографии, которые создает правительство Тверской области.

Мария ОРЛОВА

443 0
Лента новостей
Прокрутить вверх