Все мы любим свою древнюю и славную Тверь. У тверитян это пунктик. Как пишут российские пиар-технологи, история великого княжества Тверского – электоральный фактор, который необходимо учитывать в ходе избирательных кампаний.
А что мы знаем о ней сегодня? До обидного мало. Планировка современной Твери не имеет ничего общего со старым городом. Если следы древней Москвы еще можно разглядеть в Кремле, то от архитектурных памятников ее старого и когда-то опасного политического соперника практически ничего не осталось.
Хронологическим пределом, до которого удавалось проникнуть исследователям, был XVII век, точнее 1616 год, когда в связи с опустошившим город пожаром была составлена дозорная книга, впервые сообщающая более или менее связные данные о топографии Твери. Затем следовали писцовая книга Потапа Нарбекова 1626 года, переписи М.Н. Чирикова 1677 года и Иллариона Шишкова 1685–1686 годов. На основании этих источников и строились исследования по древней топографии Твери краеведов Н.Н. Овсянникова, В. Колосова и других местных исследователей.
На хранившейся в тверском Спасо-Преображенском соборе иконе князя Михаила Ярославича и его матери Ксении была нарисована миниатюрная кремлевская панорама – «град Тверь». На плане древней крепости виден собор, построенный великим князем Михаилом, напротив соборного алтаря, как можно заключить по описаниям, Афанасьевского монастыря (где была гауптвахта). Там же виднеются бывшие великокняжеские палаты с церковью. Подлинник иконы не сохранился. Мы судим о ней по весьма несовершенному ее воспроизведению по рисунку С. Измайлова, гравированному Э. Лилье и приложенному к сочинению краеведа А. Соколова.
В 1891 году вышла в свет удивительная книга «Жемчужины русского зодчества по преданиям старины». Ее автором был Владимир Васильевич Суслов, русский архитектор, реставратор и археолог, исследователь русского зодчества, академик Императорской Академии художеств. Ему принадлежат фундаментальные труды по истории и теории народного зодчества. Но книга «Жемчужины русского зодчества по преданиям старины» представляет собой альбом его архитектурных фантазий. В него вошло более 100 акварелей и рисунков, в которых Суслов выразил «свои отклики и личные впечатления», полученные при изучении древних памятников народного зодчества. Его современники встретили этот альбом восторженно, впечатление от полусказочных картин русской старины было ошеломляющим.
В грозный век революций и мировых войн книга была забыта. Но ее нашел и переиздал замечательный писатель-фантаст и ученый-славист Юрии Михайлович Медведев. Сегодня он располагает самой большой в России коллекцией картин, созданных по мотивам русских легенд и сказаний. Долгие годы Медведев собирал работы нашего земляка, сегодня известного российского художника Всеволода Борисовича Иванова, работающего в жанре исторической реконструкции и фантастики.
Всеволод Иванов стал настоящим певцом нашего города. Там, где молчит история, помогает гений и интуиция художника. Он воссоздал облик Тверского кремля, храмов, домов и улиц допожарной Твери, удивительную красоту родного города.
Здесь часто нет конкретных привязок к тем или иным районам, улицам и церквям, но в той или иной форме эта реальность существует. Его творчество можно сравнить с работами Аполлинария Васнецова по реконструкции Московского Кремля, выполненными еще в начале прошлого века по заказу Музея истории и реконструкции Москвы. Сегодня краеведы поговаривают о создании интерактивного музея Твери. Невозможно воссоздать Тверской кремль, разобранные здания и взорванные соборы, но современные высокие технологии позволяют показать их голографически. Историки едины во мнении о том, что древняя Тверь была одним из крупнейших и красивейших городов Руси.
Нам нужен такой музей и для изучения истории города, и для развития туризма, возможно, именно он заложит основы будущего процветания Твери как города-музея.
Елена РАДЧУК