За светлое будущее

28.09.2011, 13:22

Вряд ли кто-то из тверитян задумывается, откуда в их домах берётся свет. Между тем для обеспечения надёжного и бесперебойного электроснабжения областной столицы трудится целое предприятие – МУП «Тверьгорэлектро»

Это муниципальное предприятие обеспечивает круглосуточное оперативное обслуживание электросетей г.Твери, занимается их эксплуатацией и ремонтом. Общая протяжённость обслуживаемых им воздушных линий составляет почти 500 км, кабельных линий – около тысячи км. Количество установленных светильников уличного освещения — около 20 тысяч штук. Предприятие обслуживает около 800 подстанций.     

 

СВЕТ НАД СТОЛИЦЕЙ РЕГИОНА

Сегодня объём передачи электроэнергии по сетям МУП «Тверьгорэлектро» составляет 20% относительно всей Тверской области. В настоящее время это одна из крупнейших электросетевых компаний региона. Всего МУП обслуживает около 173 тысяч потребителей, из них почти 3,6 тысячи предприятий и иных юридических лиц. Наиболее крупные и социально значимые: ОАО «Тверская швейная фабрика», ООО «Тверь Водоканал», ООО «Тверской продукт», ООО «Ритм-2000», Тверской государственный университет, Тверской государственный технический университет, Тверская государственная медицинская академия.

В состав МУПа входят 12 участков. Оперативно-диспетчерская служба, производственная лаборатория, кабельный участок, служба наружного освещения, участок воздушных линий, участок трансформаторных подстанций, транспортный участок — те службы, от которых зависят надёжность и качество электроснабжения г.Твери. 

Первыми на заявления граждан реагируют специалисты оперативно-диспетчерской службы (ОДС). Отсюда контролируется работа всех подстанций города, вручную включается и выключается наружное освещение. 32-07-03 — этот телефон указан на всех квитанциях об оплате за электроэнергию, поэтому в случае неполадок в сети, аварий потребители сразу обращаются в «Тверьгорэлектро». И хотя далеко не всегда перебои с электроснабжением связаны с сетями, обслуживаемыми МУПом, диспетчеры ОДС всегда помогут, подскажут, куда обратиться, в том числе если авария случилась во внутридомовых сетях, принадлежащих управляющим компаниям или ТСЖ. А в случае если диспетчер не отвечает сразу, значит, он занят ликвидацией аварии. 

За освещение улиц, дворов и автомагистралей отвечает служба наружного освещения. Протяжённость обслуживаемых ею воздушный линий составляет более 750 км, общее количество светильников — около 20 тыс. шт. В службе работают 39 человек. Это и электромонтёры, и телемеханики, занимающиеся телеметрией — управлением наружным освещением. На ремонте сетей наружного освещения задействовано 10 автовышек.

Идёт постоянная модернизация сетей. Согласно ежегодному плану производится замена опор, голого провода на самонесущий изолированный провод (СИП), старых светильников на новые: и в частном секторе, и вдоль магистралей и районных улиц. 

В частном секторе устаревшие светильники СПО заменяются на новые энергосберегающие МКУ. Таким образом менее чем за четыре года удалось полностью перевести весь частный сектор на энергосберегающие лампы. А это порядка четырёх тысяч светильников. 

На территории города находится около тысячи подстанций. Более 850 из них обслуживает МУП «Тверьгорэлектро». Согласно графику проведения ремонта раз в четыре года специалисты предприятия проверяют трансформаторы. Периодически проводятся большие плановые работы на всей трансформаторной подстанции. Поэтому сейчас аварии в подстанционном оборудовании бывают крайне редко. 

В МУПе действует одна из лучших лабораторий в области, оснащённая современным оборудованием, позволяющим определить место повреждения подземного кабеля с точностью до 10 см. 

 

НА ВОЛНЕ МОДЕРНИЗАЦИИ

В «Тверьгорэлектро» широко внедряются новации: применяется самонесущий изолированный провод (СИП) на воздушных линиях от 0,4 до 10 кВт. СИП гораздо прочнее обычного неизолированного провода, поскольку его нулевая жила имеет стальной сердечник. Эти провода могут выдержать даже упавшее дерево. 

В настоящий момент в «Тверьгорэлектро» из 700 км линий наружного освещения 30% заменено на СИП и порядка 20% линий 0,4 кВ и 10 кВ. Каждый месяц тверские энергетики меняют по 6-7 км проводов, устанавливают новые опоры.

Однако последствия недофинансирования сказались и на городском электросетевом хозяйстве. Большой износ сетей, устаревшее оборудование, дефицит мощностей – все эти проблемы нельзя решить в один момент.

— Масштабные нововведения реализованы ещё не до конца, — говорит директор МУП «Тверьгорэлектро» Сергей Ёлкин, — но уже есть четкие планы и произведены первые затраты. А я считаю, что если истрачена хотя бы одна копейка, надо обязательно довести дело до конца. Мы начали говорить про такую вещь, как АСКУЭ – автоматизированная система комплексного учёта электроэнергии. В условиях города, розничного рынка, на котором мы работаем, – это достаточно трудоёмкая и сложная техническая задача, но она решаема.

Мы заговорили про новый диспетчерский щит, сделаны предпроектные исследования, намечено, как будет выглядеть щит с технической точки зрения, какова будет схема его работы, определён поставщик щита.

Что даст его введение? Диспетчерский щит представляет собой своеобразную электронную карту города. Если где-то в сетях случается авария, диспетчер может, глядя на эту карту, быстро определить место происшествия, принадлежность сетей. То есть вся информация автоматически приходит на щит и показывает состояние оборудования: включен или нет выключатель, отсутствует или нет напряжение. Владея этими данными, диспетчер гораздо быстрее может принять правильное решение, а это во много раз сокращает время ликвидации аварии. На сегодня среднее время ликвидации аварии по городу составляет порядка двух часов. Если мы введем систему автоматического сбора информации и если ещё удастся создать систему телеуправления этими же выключателями (это пока задумка, на которую нужны средства), не бригады будут ездить по городу, проводить переключение, а диспетчер со щита управления в ручном режиме основную массу потребителей сможет запитать в течение 10-20 минут. Вот и считайте, что это даст: 2 часа сидеть без света и ждать, когда приедет электрик, или в течение 20 минут у жителей появляется свет.

Однако сейчас в вопросе модернизации оборудования приходится исходить из финансовых возможностей предприятия. По словам Сергея Ёлкина, для того чтобы провести реальную модернизацию, нужно каждый год вкладывать в сети как минимум по 200-250 млн руб. Источником этих денег может быть только тариф, так как «Тверьгорэлектро» — тарифно регулируемая организация и все ее затраты заложены в тарифе, ежегодно утверждаемом региональной энергетической комиссией (РЭКом).

— На сегодняшний день финансовая ситуация «Тверьгорэлектро» не слишком хорошая, чтобы банки могли дать нам кредиты на большие сроки, — комментирует ситуацию директор предприятия. – На городской бюджет мы тоже не рассчитываем, потому что эти деньги должны быть направлены прежде всего на защиту интересов жителей. Только затраты на освещение улиц города осуществляются на средства муниципалитета, но всё-таки в основном мы живем за счёт собственных средств.

Однако, несмотря ни на какие трудности, тверские энергетики прикладывают все усилия, чтобы поддерживать сети в хорошем состоянии, чтобы электроснабжение Твери было надёжным и бесперебойным.

Елена ПАВЛОВА

18 0
Лента новостей
Прокрутить вверх