Фотография – искусство или занятие для всех?

05.10.2011, 11:47

Однажды фотограф обедал в гостях у одной очень милой супружеской пары. Те, желая сделать комплимент, сказали: «Ваши фотографии очень красивые. У вас, наверное, очень хороший фотоаппарт».Фотограф только улыбнулся в ответ. После обеда он подошел к хозяйке и поблагодарил ее: «Борщ был очень вкусным. У вас, наверное, очень хорошие кастрюли».

В мире произошла очередная революция: фотография стала повальным увлечением миллионов. Потеряла ли она от того, что перестала быть только средством фиксировать жизнь как она есть, пытаясь уловить неуловимое? Плохо ли это, хорошо ли и как выглядит фотожизнь в Твери?

 

ФОТОГРАФИРУЕТ ФОТОГРАФ, А НЕ ФОТОАППАРАТ

 В последнее время фотографирование действительно стало настоящим бумом, перестав быть занятием для избранных, едва ли не таинством. Сегодня только ленивый не имеет фотоаппарата. И если владельцы карманных «мыльниц» ещё не мнят себя фотографами (придерживаясь, впрочем, ошибочного мнения, что хороший снимок можно сделать исключительно хорошей камерой), то обладатели дорогой техники важно носятся со своими цифровиками или зеркалками, считая возможным уже через полгода называть себя «фотографом». Они покупают профессиональные камеры потому, что это круто, и «стреляют» из них направо и налево, часто пребывая в иллюзии, что смогут создать снимок не хуже, чем Хельмут Ньютон или Анни Лейбовиц. При этом избегая касаться таких технических подробностей, как резкость или, скажем, экспозиция.

Борис Михайлов – руководитель Тверского областного народного фотоклуба, председатель тверского отделения Союза фотохудожников России:

— Повальное увлечение фотографией я объясняю доступностью и кажущейся простотой изготовления снимка, — говорит Борис Алексеевич. – Теперь не требуется мучительного процесса проявки и печати, при котором нет права на ошибку. И если в отношении качества претензий может и не быть – всё-таки техника позволяет, – то смысловую нагрузку на этих снимках разглядеть бывает очень сложно, а зачастую её просто нет. Впрочем, это время — оно диктует и накладывает отпечаток. Снимки прошлых лет в большинстве своём пропитаны идеологией. Это борьба за коммунизм в 60-70-е, массовое изменение сознания в 80-90-е. Фотография должна заставлять нас думать. Работы современных фотохудожников качественно выполнены, но не несут какой-то сверхидеи. В них нет того, что ценно в фотографии – ощущение мимолетности, неповторимости, того, что если бы не ты – этот миг пропал бы в бездне времени.

Слова, достойные войти в сборник цитат о фотографии, изрёк однажды наш главный фотолюбитель Дмитрий Медведев: «Смысл фотографии в особой печали о той частичке времени, которая уже никогда не повторится». Редкий случай, когда я полностью поддерживаю президента. На самом деле хорошие репортажные снимки, отображающие мгновения повседневной жизни, никуда не делись, их просто стало менее заметно в потоке «фоток», тем более что на слуху имена в основном фешн-фотографов, снимающих моду, светскую жизнь, рекламу.

Павел Осадчик, профессиональный фотограф, основатель «Школы фотомастерства», сравнивает ситуацию в фотографии с современной литературой:

 — Есть писатели, которые получают Букеровские премии, есть те, кто пишет рекламные буклеты, благодаря которым мы покупаем тот или иной продукт, а есть так называемый «массовый писатель», творчество которого не выходит за границы литературных сайтов. Но как от заметки в блоге далеко до литературы, так и от изображения, выложенного в Интернете, далеко до фотографии. Хотя в Твери есть неплохие фоторепортёры-любители, которые выкладывают свои работы у себя в блогах и на тверских информационных сайтах. Я даже о некоторых событиях в городе узнаю только из их репортажей. Они делают качественные снимки, но очень часто им не хватает понимания: что же нужно рассказать о том или ином событии.

 

ФОТОЖИЗНЬ В ТВЕРИ

Несмотря на то что фотография стала столь доступна и ею увлекается огромное количество тверитян, фотожизнь в Твери не слишком активна. Впрочем, учитывая сегодняшнее положение дел в культурной жизни города, неплохо уже и то, что она вообще есть. Своим отдельным миром живёт сегмент, для которого фотография преимущественно заработок. Диапазон их деятельности простирается от фотосессий на улицах города или студиях до свадебных церемоний. Впрочем, некоторые из этого лагеря иногда все же заявляют о себе и в другом качестве. Яркий пример — фотостудия «Фатиния», реализовавшая этим летом международный проект «Лицо города». В импровизированной студии на Трёхсвятской было отснято около 200 лиц мужчин и женщин. Путем наложения снимков друг на друга был составлен приблизительный портрет типичной тверитянки и тверитянина.

«Школа фотомастерства» — совсем иной формат, в котором существует фотожизнь в Твери. К этой идее Павел Осадчик пришёл в надежде, что в какой-то момент часть людей должна-таки пресытиться тиражированием «фоток» и задуматься о том, что фотография — это нечто большее. После своей персональной выставки в Городском музейно-выставочном центре в 2009 году Павел подумал, что было бы интересно попробовать организовать в Твери фотошколу. На первые занятия приходило по два-четыре человека, обучение скорее напоминало беседу, во время которой Павел пытался рассказать об устройстве фотоаппарата, жанрах фотографии, основах композиции.

 — Школа не готовит профессионалов в полном понимании этого слова, — говорит фотограф. — Но, позанимавшись здесь, человек, по крайней мере, начинает понимать, что такое выдержка, диафрагма и для чего они нужны. Ну а если кто-то захочет связать свою жизнь с фотографией, тот идёт развиваться дальше. Беда только в том, что из серьёзных вузов, где фотография преподаётся как профессия, есть только ЛГИТМИК и ВГИК.

Беда любых ростков культуры в Твери в том, что о них знает очень ограниченный круг людей — сами участники различных сообществ да их друзья. Потому, сколь бы насыщена ни была их жизнь, город иногда даже не знает об их существовании. Может прозвучать неправдоподобно, но для многих является откровением, например, наличие Тверского областного народного фотоклуба. В лучшем случае люди знают, что он есть и периодически проводит собственные выставки. А между тем тверскому фотоклубу в этом году исполнилось 50 лет.

 

В фотоклуб в основном приходят люди, которым в какой-то момент надоедает обсуждение своих работ с пользователями Интернета, комментарии которых не отличаются профессионализмом, или с собственными друзьями на кухне, которые редко бывают объективны. Это люди разного возраста, разного опыта владения фотоаппаратом. В клубе 150 официальных членов, 18 из них — члены Союза фотохудожников России. За 50 лет своего существования фотоклуб регулярно проводит областные и городские выставки, сотрудничает с фотоклубами других стран. Члены клуба участвуют и побеждают в самых различных конкурсах, как то: «Волжское биеннале», «Фотомания», «Территория Победы». На Дельфийских играх этого года бронза в номинации «Фотография» досталась молодому фотографу, члену клуба Юлии Смородовой.

Борис Михайлов, руководитель фотоклуба:

— В чём преимущество члена фотоклуба? Главное и фактически единственное — возможность общения. С коллегами, с профессионалами, с миром. Участие в выставках — прекрасная возможность показать зрителю то, чего они сами, может быть, не увидели.

 *   *   *

Новые технологии неизбежно наступают. Повлияют ли они на содержательность фотографии, на её суть — способность уловить неуловимое? Скорее, нет. «Классическая фотография будет жить, пока есть хотя бы несколько человек, которых она интересует», — считает Борис Михайлов. Эйфория псевдо-фотолюбительства пройдёт, а небо, воздух, земля, свет и тень останутся прежними, нужно только уметь видеть снимок ещё до того, как нажмёшь кнопку «спуск». Как говаривал известный тверской фотограф Аркадий Порочкин, видеть красивое могут многие, сфотографировать — единицы. И не важно — дорогая у тебя камера или «мыльница». Хорошую фотографию, как говорится, не задушишь, не убьешь. А хороша ли, плоха она — рассудит только время. То, что сегодня вызывает восторг, через пару лет могут и не вспомнить. Снятые фотографом-ремесленником начала прошлого века карточки сегодня хочется рассматривать как редкое свидетельство ушедшей эпохи, размышлять и сравнивать. Будут ли через сто лет вызывать такие же чувства современные, иногда чрезмерно обработанные фотографии? Думайте об этом, когда смотрите в глазок видоискателя.

Ольга КОЛОСКОВА

13 0
Лента новостей
Прокрутить вверх