«Караван» в своих публикациях не раз затрагивал вопросы контроля над управлением бюджетными ресурсами, государственной и муниципальной собственностью в тверском регионе. Не изменяя сложившейся традиции, учитывая значимость темы, в начале года мы встретились с председателем контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Тверской области Людмилой Желтовой. Наше интервью состоялось 19 января, в день, когда все православные христиане праздновали Богоявление, или Крещение Господне.
— Если позволите, первый вопрос не о контроле. Вы посещаете храм, состоите в тверском региональном отделении Императорского православного палестинского общества. Вы придерживаетесь традиции участия в водосвятном молебне и крещенском омовении?
— Богоявление — один из самых больших православных праздников. В этот день верующие проникаются таинством Крещения, задумываются о своей жизни. Стремятся укрепить свой дух, очистить душу и тело, трижды окунаясь в ледяную прорубь. Для меня это тоже стало хорошей традицией. Всегда с благоговением и трепетом принимаю благодать освященной воды, ощущаю прилив сил и энергии, так необходимых в жизни и тем более в решении задач по укреплению контроля за общественными ресурсами.
— На декабрьской пресс-конференции вы упомянули о новом этапе в развитии внешнего финансового контроля. С чем он связан и что это значит для нашего региона?
— Новый этап откроет федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», проект которого разработан, внесен в Государственную Думу и уже принят в первом чтении. Президент Дмитрий Медведев предложил на рассмотрение парламентариев документ, в основе которого — обеспечение единства в правовом статусе, полномочиях и профессиональном уровне контрольно-счетных органов в субъектах Федерации и на местах. Системе государственных контрольных органов предстоит стать структурно и методологически единой, функционально определенной, с четко прописанными правами, охватывающими всю совокупность бюджетных ресурсов, направляемых в экономику. И еще один принципиально важный момент, о котором мы неоднократно говорили, – независимость контрольно-счетных органов на муниципальном уровне. Решению вопроса должен содействовать вышеупомянутый закон.
— А является ли независимой региональная контрольно-счетная палата, которую вы возглавляете?
— КСП области обладает функциональной и организационной независимостью и достаточно широкими полномочиями, что отвечает отечественным и международным требованиям к деятельности контрольно-счетных органов. Именно соответствие международным стандартам стало для нас пропуском в Европейскую организацию региональных органов внешнего финансового контроля (EURORAI) в статусе её полноправного члена. Более того, благодаря четкому взаимодействию палаты с государственными органами власти в регионе практически сформирована единая система внешнего финансового контроля. Повышению её эффективности способствует работа Ассоциации органов внешнего финансового контроля области. В декабре на общем собрании участники ассоциации обменялись опытом работы, обсудили задачи на 2011 год с учётом задач социально-экономического развития региона и ориентиров, заданных на государственном уровне. Принят план нашей совместной деятельности на предстоящий период, в которую включаются все члены ассоциации.
— Январь не только время начала новых дел, но и время подведения итогов за год. О чем свидетельствуют результаты контрольной деятельности КСП?
— В регионе намечается тенденция к уходу от нецелевого использования бюджетных средств. Тем временем выявляются нарушения требований законодательства по исполнению государственного заказа, низкий уровень организации претензионной работы по взысканию с контрагентов неустойки за ненадлежащее исполнение договорных обязательств. Несмотря на предпринимаемые в области колоссальные усилия, остро стоит вопрос эффективности и результативности управления общественными ресурсами. Так, общая финансовая оценка нарушений, выявленных проверкой законности и эффективности использования средств областного бюджета департаментом здравоохранения и департаментом государственного заказа Тверской области при проведении закупок лекарственных средств для государственных лечебных учреждений в 2009 году, составила 7,5 млн рублей, из которых 5,8 миллиона — неэффективное использование средств. Как показала недавняя проверка города Твери на предмет бюджетных трат на осуществление функций административного центра, общий остаток неиспользованных средств, полученных из областного бюджета, по состоянию на 3 сентября 2010 года превысил 215 млн рублей. При этом главными распорядителями бюджетных средств не были приняты бюджетные обязательства на 98 млн рублей в части средств, полученных еще в 2008-2009 годах, то есть не обеспечено своевременное использование средств областного бюджета. Эти и другие факты говорят о необходимости серьезной работы в направлении повышения результативности бюджетных трат, эффективности реализации целевых программ. В связи с этим в работе финансовых контролеров на первый план выходит контроль соответствия результатов деятельности органов исполнительной власти поставленным социально значимым целям, внедрение аудита эффективности и стратегического аудита, содействие эффективному управлению государственными и муниципальными ресурсами, а главное — решению задач стратегического прогнозирования и управления рисками.
Елена БУРМАГИНА