На прошлой неделе в Тверской областной картинной галерее состоялось открытие сразу трёх выставок, похожих друг на друга только тем, что все они представляют интерес своим документализмом. Разные по содержанию экспозиции как будто протягивают нить от нас к точно таким же, но живущим столетия назад людям.
Первой на Мраморной лестнице посетителя встречает выставка «Золото чая в тонком фарфоре», на которой представлены предметы чайного и десертного стола, созданные русскими мастерами в XVIII — начале XX столетия.
В основном это отдельные фрагменты сервизов, поскольку предметы активно использовались в быту и, соответственно, бились. Однако есть и один сервиз, сохранившийся полностью. Он был изготовлен на заводе братьев Корниловых в Санкт-Петербурге в 1860-е годы. Задача выставки – показать всё разнообразие форм и росписи чашек, чайников, молочников, конфетниц и сахарниц, вазочек для варенья и всего, что сопровождало русское чаепитие. Эта традиция – со своими национальными особенностями и спецификой – старейшая и самая сильная в континентальной Европе. Она утвердилась в России в середине XVII века, когда в 1634 году чай как ценный подарок был преподнесён русскому царю от одного из монгольских ханов, и пользовалась особым авторитетом. Создавались специальные предметы посуды – сливочники, молочники, блюда, подносы, подстаканники, пирожковые и десертные тарелки.
С уверенностью можно сказать, что некоторые произведения в экспозиции сохранились в единственном экземпляре. Когда-то они служили своим владельцам, теперь являются экспонатами вставки и могут уже расцениваться как истинные раритеты. Посмотреть уникальные предметы чайных коллекций можно до6 ноября.
* * *
Ещё меньше времени отведено на ознакомление с выставкой «Реликвия Гурко» — эта экспозиция продлится до 30 октября. В зале представлены живопись, графика, памятные предметы из собрания картинной галереи, связанные с именем выдающегося российского военачальника, национального героя Болгарии генерал-фельдмаршала Иосифа Гурко. Это довольно скромная экспозиция, на которой можно ознакомиться с представителями рода Гурко почти в пяти поколениях – их лица изображены на портретах из фамильной галереи усадьбы «Сахарово», где некоторое время жил и скончался генерал-фельдмаршал. Также здесь представлены некоторые предметы, принадлежащие лично Иосифу Гурко, например, походная чайная пара, которую великий полководец всегда брал с собой в походы, укладывая её в жёсткий кожаный футляр.
* * *
Бесценные свидетельства посещения русскими людьми святых мест, произведения иконописи, живописи и графики, посвящённые христианским святыням, можно увидеть на выставке «Память святых мест».
Палитра экспонатов весьма разнообразна – это около 75 предметов, связанных с феноменом паломничества в такие издревле почитаемые русскими людьми места, как Вифлеем, Иерусалим, Афон: иконы, виды монастырей и святых мест, многочисленные реликвии и сувениры, привозимые из святых мест паломниками, – изделия из дерева, камня, перламутра, фаянса. На небольших перламутровых раковинах изображены различные сюжеты из жизни Христа – «Благовещение», «Рождество Христово», «Распятие». Есть даже кусок ветви знаменитого Маврикийского дуба, на срезе которой вырезана икона.
Есть возможность увидеть и самих крестьян-паломников: их собирательные образы изображены на полотнах академика живописи И.И. Творожникова, уроженца тверского края, — «Продавец обрезков» и «Старушка».
Одним из самых заметных экспонатов на выставке является «Китайский Крест» — изображение Креста Господня с предстоящими святыми царём Константином и царицей Еленой, молящимися у креста царём Алексеем Михайловичем, царицей Марией Ильиничной и патриархом Никоном.
Особую гордость этой выставки и картинной галереи вообще составляет список иконы «Богоматерь Феодоровская», созданный в Костроме местными мастерами – иконописцем Д.В. Серебрянниковым и ювелиром В.Е. Шевяковым. Икона происходит из Вознесенского Оршина монастыря и почиталась там как чудотворная. После революции одна из прихожанок спрятала её у себя дома, и только после её смерти сын нашёл реликвию. Художники, к которым он отнёс икону, привели его в картинную галерею.
— Конечно, у нас возникал вопрос о том, чтобы передать её назад в монастырь, — говорит куратор выставки искусствовед Ната Майорова. – Однако монастырь ещё не готов принять столь драгоценную, исторически важную вещь, так как там нет никаких условий, чтобы хранить её в безопасности.
Есть на выставке памятники, связанные с Киево-Печерской лаврой, – икона Богоматери Печерская, икона Успения Богоматери Киево-Печерская и множество других интересных экспонатов.
Ольга КОЛОСКОВА