Корни России — в малых городах

25.10.2011, 15:34

В начале октября глава Калязинского района Константин Ильин принял участие в заседании правления Ассоциации малых и средних городов России. Заседание проходило в городе Арзамасе Нижегородской области в рамках форума «Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года», организованного Фондом Егора Гайдара. Константин Геннадьевич является членом правления АМСГР и регулярно принимает участие в мероприятиях, проводимых ассоциацией.

— Константин Геннадьевич, надо полагать, самой актуальной темой для обсуждения членами правления ассоциации было местное самоуправление…

— Основные моменты реформы местного самоуправления, реализация которой началась в 2005 году, завершены, произошли значительные изменения в работе, и многие муниципалитеты уже пожали достаточно плодов, чтобы сделать вывод о губительном положении муниципальной власти в России. Скажу образно: если представить нашу страну деревом, то её корни — это и есть население районов и городов в виде муниципалитетов с их многочисленными конкретными проблемами, нуждами и руководством, которое сегодня поставлено под удар, но призвано в невыносимо сложных условиях работать, ежечасно решая все эти проблемы и нужды. А ведь без корней дерево жить не может…

— Но это же неразумно — губить корневую систему, питающую всё дерево!..

— Да, неразумно, но, к сожалению, это происходит сейчас. Россия — это как раз малые и средние города, провинция — её основа и стабильность. Москва, в которой сосредоточено почти 90% всех денег, куда постоянно текут людские, транспортные и иные потоки, — это перегруженный, застойный элемент, где подавляется личность, всё приходит к коллапсу, где нет никакого движения вперёд. И, положа руку на сердце, для России столица в сегодняшнем её виде — это не защитник и не духовный стержень. Настоящая духовная сила сосредоточена в провинциях. Это не раз доказывалось историей.

Интерес любого руководителя муниципалитета — развивать свою территорию, использовать имеющиеся ресурсы, находить те её особенности, на которые можно сделать ставку, привлекать инвестиции, создавать рабочие места и т.д. Чтобы здесь работали предприятия, жили люди, занимались сельским хозяйством, создавали семьи. Но как, скажите, это делать, если ты постоянно находишься как между молотом и наковальней, не знаешь, как сопоставить пресловутые возможности с потребностями, работаешь не благодаря, а вопреки… Как только район хорошо сработал, показал результат по налогам, нас тут же наказывают — львиную долю отнимая в пользу вышестоящих бюджетов. И получается, что выгоднее жить тем районам, которые не развиваются.

— Но ведь часть изъятых средств можно получить обратно в виде дотаций и путём участия в программах, что Калязинский район в отличие от многих своих «собратьев» как раз активно практикует…

— Да, но лучше скажите, как это приходится делать. Чтобы стать участником большинства федеральных или областных программ, району нужно выполнить массу условий, изыскать возможности софинансирования, подготовить огромное количество документов и пройти множество согласований, на что тоже уходит время. Многие программы унифицированы и не учитывают особенностей различных территорий. Хотелось бы, чтоб это было не так, ведь у каждой территории есть свои точки роста, которые нельзя подогнать под общие программы и требования. Очень сложные сейчас и процедуры получения субсидий, к примеру, на поддержку АПК. Специалисты говорят, что приходится оформлять просто невероятное количество сложнейших бумаг, хотя процедура могла бы быть значительно упрощённой.

Что касается программ, откуда-то же взялись деньги на газификацию, ЖКХ, поддержку молодых семей, социальной сферы? Почему нельзя просто направить их на финансирование этих отраслей без процедур с программными условиями?..

Муниципалитетам сегодня нужна реальная помощь государства — об этом мы уже не раз говорили и будем говорить. Возвращусь к принципу формирования местного бюджета — декларировалось, что формироваться он будет хотя бы на 3-5 лет и правила формирования не будут меняться. На практике же происходит совсем иное. В результате сейчас многие районы и поселения выглядят совсем плачевно: растёт бедность, ветшает жильё, приходят в негодность дороги, инженерные сети, коммуникации, невозможно на должном уровне поддерживать социальную сферу…

— И в результате всё это выливается в недовольство населения…

— Добавлю: именно недовольство работой местной власти. Обычно люди не заглядывают глубоко и не стремятся разобраться в глобальных процессах, поэтому у нас виновник всего и вся обычно глава района. Дождь прошёл, дороги мокрые, кто виноват? — Глава! Поскользнулся, упал, кто виноват? — Опять глава! Это я утрирую, конечно, но и на самом деле должность местного чиновника сейчас стала самая расстрельная, неуважаемая, практически приравненная к формулировке «враг народа».

Посмотрим телевидение: на центральных каналах делается всё для того, чтобы опорочить местную власть, обвинить нас во всех грехах. Вообще не показываются положительные примеры — один негатив. С какой целью это делается — непонятно… И это при том, что мы находимся в нормативных тисках, добросовестно исполняя то, что диктуется сверху. Если бы мы были не такими «добросовестными», мы работали бы по своим правилам, занимались бы развитием своих территорий, а не выполнением требований.

Вот пример: 185-й Федеральный закон о реформировании ЖКХ, по которому мы получили возможность капитально ремонтировать жильё, переселять из ветхого жилого фонда, предусматривал 13 условий вхождения в эти программы, в том числе полную ликвидацию МУПов в этой сфере, переход на частные компании. Мы условие выполнили. И к чему это привело? Только породило неуправляемость этими организациями, ухудшение качества обслуживания жилья и опять же недовольство со стороны населения. Поскольку частники в первую очередь думают о своём обогащении, а не о нуждах людей. У нас же реальных рычагов на такие компании нет. Неужели бы муниципалитеты когда-нибудь добровольно приняли такое решение? Да никогда!

Как, скажите, влиять на энергетиков, когда решения принимаются даже не на межрайонном и не региональном уровне? До смешного доходит: у нас год не могут трансформатор найти, чтобы подключить новые дома в Нерльском сельском поселении к электричеству. Приходится в Москву письма писать, чтоб нашли трансформатор. А чтоб телефон в селе отремонтировать, теперь вообще в Липецк попадаем, когда на 08 звоним… Почему так происходит? Из-за оптимизации, сокращения численности работников на местах в целях получения руководством компаний больших прибылей. А качество работ при этом теряется.

Если уж заговорили про ЖКХ, в целом ситуация сейчас очень непростая, не только в энергетике. Массовый приход в эту отрасль частных компаний породил бесконтрольность и невозможность влиять на ситуацию. Хаос и неразбериха в работе, в отчётности управляющих компаний, которые проверить может только прокуратура и то один раз в три года. Сейчас необходимо добиваться прозрачности в работе управляющих компаний, чтобы они напрямую подчинялись муниципальной власти, и создавать что-то наподобие муниципальных предприятий. Нет у нынешних УК и меры ответственности за состояние дел в работе, такой закон просто необходимо принимать, чтобы стимулировать и контролировать их работу, а не менять управляющую компанию, как советует законодательство сейчас.

С каждым годом усиливается износ сетей, а средств на их содержание и восстановление у районов тоже нет. Резко возросли тарифы, причём обвинения по этому поводу от населения поступают в адрес главы района. Вот и приходится объяснять людям, что органы местного самоуправления отвечают только за создание условий по предоставлению услуги, а тарифы утверждаются на региональном уровне.

При таких непростых условиях бдительно следят за деятельностью районов и поселений, за исполнением всех полномочий многочисленные надзорные органы. И порой размеры штрафов за нарушения превышают объёмы финансирования на те или иные вопросы, которые есть у скудных бюджетов поселений.

И в целом, по моему мнению, средоточие жизненно важных направлений в частных руках — это негативный рычаг влияния на население. Захотели — отключили воду, свет, тепло. Не надо никакой войны, чтобы вызвать недовольство населения и расшатать ситуацию. И придёт пора, этим смогут воспользоваться враги России, которые в своих интересах увидят в этом возможность дестабилизации положения в нашей стране.

Реформа ЖКХ — это дорога в никуда, и при дальнейшей такой политике дело может дойти до техногенных катастроф. Разделяют такую точку зрения многие главы муниципалитетов.

— В последнее время в ряде муниципалитетов представительными органами принимаются решения о назначении главы района из числа депутатов, сохраняется система, так сказать, двоевластия: глава района и глава администрации. Некоторые муниципалитеты кардинально против этого. Какой позиции придерживается ассоциация?

— Большинство членов правления ассоциации согласны с тем, что должны быть полноценные прямые выборы глав районов. Формула «глава района и нанятый по договору сити-менеджер» приводит во многих случаях к конфликтным ситуациям, отсутствию взаимопонимания и конструктивной работы. Да и население путается, к кому по какому вопросу обращаться.

На встрече глав городов в Арзамасе был подтверждён главный вывод одного из последних съездов ассоциации малых и средних городов России: федеральная власть не знает о таких насущных проблемах муниципальных образований – они не доводятся досконально и объективно. Задачей таких организаций, как данная ассоциация, как раз является полезная обратная связь. Соответствующая резолюция от коалиции муниципалитетов была направлена в высшие органы власти ещё в июне. Теперь же члены правления убедились в дальнейшем стремлении объединяться и бороться за права муниципалитетов – основы нашего государства. 

Марина ГАВРИШЕНКО

12 0
Лента новостей
Прокрутить вверх