Реальный сектор: возвращаясь к пройденному

26.10.2011, 09:41

КОМУ РАБОТАТЬ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ И ТВЕРСКОГО РЕГИОНА В НЕДАЛЁКОМ БУДУЩЕМ?

 

Как же обстоит дело с подготовкой специалистов, работающих в реальном секторе экономики? Да и готовят ли ещё инженеров, или все перешли на массовый коммерческий выпуск экономистов, юристов и менеджеров?

 

Борис ГОЛЕМЕНЦЕВ, заместитель генерального конструктора по производству ОАО ОКБ «Новатор»:

—  Я вижу три проблемы подготовки кадров в машиностроении: это подготовка рабочих кадров, подготовка молодых специалистов и переподготовка специалистов со стажем. Все эти три ступени нуждаются в модернизации. Отечественные ПТУ выпускают огромное количество рабочих при низком качестве их подготовки. Надо честно сказать, что не каждый человек может работать инженером, для такой работы нужны определённые способности, а ими обладают не все студенты, надо, например, чувствовать металл, инженеры меня понимают. Я в ужасе от уровня подготовки студентов. А будет, видимо, ещё хуже.

Ещё одна проблема – тотальная безграмотность руководителей. Они занимаются только деньгами, а производством, планированием никто не занимается. Поэтому нужна система переподготовки кадров, которая была раньше. Специалист двигался по ступеням: мастер – старший мастер – замначальника цеха – начальник цеха, — и везде был на своём месте.

 

Николай ПОЛУХИН, заместитель генерального директора, главный инженер ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», преподаватель МГТУ им. Баумана:

— Я не вижу большой беды в том, что ПТУ выпускают рабочих с низким уровнем подготовки. На нашем предприятии  за станки не считают зазорным вставать инженеры, что идёт на пользу всем, кроме разве что тех самых выпускников ПТУ, которые ничего не умеют. Вот подготовить хорошего технолога – дело действительно сложное. Готовых технологов не выпускает ни один вуз, их надо учить на производстве несколько лет. При этом специализация нужна, но опасна и другая тенденция – скатывание в процессе обучения  в вузе до узкого профиля. Студент должен вначале получить полный объём базовых знаний, а только потом начать совершенствование в конкретной области. Важно внимательно относиться к молодым специалистам. Молодых захватывает возможность самостоятельной работы, ну и жильё, конечно, нужно. Мой опыт говорит, что если молодой специалист успешно прошёл первый, самый сложный период и доработал лет до 27-32, то он уже не уйдёт из профессии. Мы ещё не вполне осознаём, что на нас надвигается новая проблема: кто будет готовить инженеров? Лет через 10-15 мы всерьёз задумаемся об этом.

 

Борис ГОЛЕМЕНЦЕВ:

— Да, найти профессора на 20 тысяч в месяц невозможно. Но знаете, вот Туполев и многие другие знаменитые конструкторы считали своим долгом преподавать в вузе бесплатно. Почему бы их примеру не последовать нашим современникам – руководителям крупных предприятий? Не хочется высокопарных слов, но, в конце концов, это их гражданский долг.

 

Борис ПАЛЮХ, ректор Тверского государственного технического университета:

— В прежние годы существовала целостная система подготовки технических кадров. Теперь её, увы, нет. Теперь мы готовим не инженеров, а магистров и бакалавров. Кто такой бакалавр? На предприятиях считают, что бакалавр – это недоучившийся инженер, и возразить по большому счету нечего. Хотелось бы рассказать о нашем опыте целевой подготовки кадров, которую мы реализуем вместе с Тверским вагоностроительным заводом. Программа реализуется в течение двух лет, из которых третью часть времени студент проводит на предприятии. По завершении программы он пишет диплом, основанный на реальной тематике. На защите присутствует представитель предприятия.

Хотелось бы призвать высокотехнологичные предприятия создавать в вузах учебные центры, это поможет выпускать специалистов, знакомых с современной техникой.

 

Валерий ПЕТРОВ, заместитель генерального конструктора ООО ИКФ «Солвер»:

— Думаю, ни для кого из присутствующих не является секретом тот факт, что в технические вузы идут учиться люди, заведомо не собирающиеся работать по выбранной специальности. Почему? Здесь много причин. Одна из них – небольшая привлекательность труда инженера на производстве. Не везде ещё у нас высокая культура производства, чистота. А идти работать в грязный цех, где шум и грохот, современной молодёжи не слишком интересно. На многих предприятиях не слишком хотят пускать молодёжь к реальной работе, не доверяя ей. Это неправильно, студентов надо заманивать на производство, тогда есть шанс, что они приживутся. К тому же сейчас перекос в сторону подготовки менеджеров. Кто такой менеджер? Это управленец. Но если он не имеет технической подготовки, то грош ему цена. Нельзя готовить «чистых» управленцев. Из инженера можно сделать управленца, а из управленца инженера – никогда.

 

Николай ПОЛУХИН:

— Думаю, никто не будет спорить с тем, что самый лучший инженер – это потомственный, тот, у кого и отец, и дед, и мама, и братья-сестры инженеры, кто с детства слышит разговоры о производстве. Поднимите руки, у кого дети пошли по вашим стопам? Не меньше половины. У остальных, наверное, дети ещё не выросли. Всё-таки согласитесь, что наша с вами профессия инженера – одна из интереснейших. 

Марина ШАРОВА

62 0
Лента новостей
Прокрутить вверх