Сфера ЖКХ, в том числе и энергетика, является одной из наиболее обсуждаемых тем как в СМИ, так и среди населения. Особенно актуальными вопросы обеспечения коммунальными ресурсами становятся в преддверии зимнего периода. Больше всего каждого потребителя ресурсов волнуют два вопроса: стабильное обеспечение ресурсами и, конечно, цена.
Сегодня мы обсудим, как обстоит дело с решением данных проблем в сфере электроэнергетики, с генеральным директором крупнейшей энергосбытовой компании региона ОАО «Тверьэнергосбыт» Петром Конюшенко.
— Пожалуй, вопрос, который всегда больше всего волнует потребителей электрической энергии, – это тарифы. Расскажите, как развивается ситуация с ценами на электроэнергию сейчас и какие прогнозы вы можете дать на следующий год?
— Вопрос тарифов действительно наиболее актуальный. Мы регулярно общаемся с нашими клиентами с целью получения обратной связи, и, как показывает практика, цены на электроэнергию – это то, что на сегодняшний день больше всего заботит клиентов, в первую очередь это касается предприятий.
В отношении тарифов для населения всё достаточно чётко и понятно. Они устанавливаются Региональной энергетической комиссией и остаются неизменными в течение всего года. В следующем году в соответствии с предельными уровнями, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам России, тарифы для граждан изменятся только со второго полугодия и не более чем на 6%. Поэтому жители могут не опасаться серьёзных всплесков роста цен на электроэнергию.
— А каким будет рост цен для юридических лиц?
— В отношении юридических лиц всё несколько сложнее. Представители различных организаций, особенно бюджетных, часто обращаются к нам с просьбой спрогнозировать изменения тарифов на год вперёд. Мы бы и рады помочь, чтобы затраты на приобретение электроэнергии были полностью заложены в бюджет организаций, но сделать точный прогноз невозможно, так как цены на электроэнергию для юридических лиц являются свободными.
— Что это значит?
— Свободные цены складываются на рынке из соотношения спроса и предложения, то есть не могут быть чётко зафиксированы и, соответственно, спрогнозированы. Такая цена складывается на оптовом рынке электроэнергии, где мы и приобретаем свой товар. Это цена меняется ежечасно и зависит в первую очередь от того, сколько заявок на покупку электроэнергии подано и сколько электроэнергии может поставить работающая в данный момент генерация. И второй момент, который может повлиять на уровень оптовой цены, это работа энергосбытовой компании – то, насколько эффективно специалисты производят закупки, планируют энергопотребление и выполняют свои обязательства. И здесь нам удалось добиться положительных результатов. Если в прошлом году средняя цена, по которой мы приобретали электроэнергию на оптовом рынке, составляла
1,85 руб. за кВт.ч, то в этом году средний уровень составил 1,65 руб. за кВт.ч. Это единственное, на что наша компания может хоть как-то повлиять.
— Получается, что вы приобретаете электроэнергию за 1,65 рубля, а продаете её за 4 рубля. Откуда берётся такая большая накрутка?
— Это не накрутка, это регулируемая составляющая тарифа на электроэнергию, которая утверждается Региональной энергетической комиссией и контролируется государством. И если оптовая цена — величина переменная, то регулируемая часть является фиксированной (хотя в этом году в Тверской области по решению РЭК она менялась 4 раза).
— Что входит в состав регулируемой составляющей?
— Если взять приведённый вами пример, то из оставшихся после вычитания цены оптового рынка (1,65 руб.) 2,35 руб. 8 копеек составляет наша сбытовая надбавка, которую мы получаем за работу, и платежи инфраструктурным организациям, а оставшаяся часть – это плата за передачу электроэнергии по электрическим сетям.
— Почему разные потребители получают счета с различными тарифами на электроэнергию?
— Конечная цена для различных групп потребителей меняется в зависимости от уровня напряжения, на котором подключены электрические сети потребителя. Чем выше уровень напряжения, тем ниже стоимость услуг по передаче энергии. На низком напряжении стоимость максимальная, это связано с тем, что данные потребители находятся на отдалённом расстоянии от источников подачи электроэнергии и, прежде чем попасть к ним, электроэнергия проходит через множество электросетей, стоимость обслуживания которых закладывается в тариф.
— Почему в Тверской области тариф выше, чем во многих близких регионах?
— Это связано опять-таки с системой тарифообразования. Мы проводили сравнительный анализ тарифов на электроэнергию с соседними регионами. В итоге оказалось, что стоимость электроэнергии, приобретаемой с оптового рынка, примерно равная. А вся разница заложена именно в стоимости передачи электрической энергии. Так, например, в Тверской области тариф на услуги по передаче электрической энергии на низком напряжении составляет 3 рубля, а в соседней Московской области на том же уровне — порядка 2 рублей. Отсюда и разница. Связано это с тем, что наш регион имеет очень большую протяженность сетей, которые при этом находятся в крайне тяжёлом состоянии. Для того чтобы их поддерживать, а тем более развивать, сетевым компаниям нужны немалые средства, которые и закладываются в тариф. Если эти средства не вкладывать, отдалённые районы могут в итоге оказаться без электричества.
И вторая причина повышенных тарифов в Тверской области – это неплатежи потребителей. К сожалению, Тверская область является одним из лидеров по объёму неплатежей за электроэнергию.
— И какова сумма задолженности за электроэнергию на сегодняшний момент?
— Суммарная задолженность потребителей перед нашей компанией составляет порядка 2,5 миллиарда рублей. Для понимания: эта сумма составляет 1/4 от общей стоимости электроэнергии, которую мы поставили потребителям за 2010 год. Это очень большая сумма. Такая безответственность покупателей электроэнергии может в дальнейшем привести к очень тяжёлым последствиям для тверской энергетики. Сейчас мы всеми силами сдерживаем ситуацию, чтобы не допустить негативных последствий.
Но, для того чтобы мы смогли её сохранить в стабильном состоянии и в дальнейшем, необходима нормализация платежной дисциплины, в первую очередь со стороны предприятий ЖКХ.
Елена КОРОЛЕВА