История с Центром современного искусства «TverCA», что в мае этого года разместился в здании Речного вокзала, вдруг совершенно неожиданно получила продолжение — почти так же внезапно, как после смены губернатора пропала всякая надежда на создание приюта для совриска в Твери. 18 ноября здание вновь оживёт – в ЦСИ открывается новая выставка видео-арта «Видение»
К тому, что зарождающиеся ростки современного искусства, посеянные по весне Маратом Гельманом, казалось, были уничтожены на корню, горожане отнеслись по-разному. Большинство вообще не заметило перемен, ибо даже не знало, что культурную жизнь Твери весной-летом этого года посетил мини-циклон. Правда, со сменой главы региона и последующей сменой команды судьба «Тверцы» и двух остальных проектов (издательский рай и дизайнерский центр) легко угадывалась, ведь намечающиеся культурные инновации пришли в Тверь именно с лёгкой руки бывшего губернатора Дмитрия Зеленина. Так и произошло. Сначала приостановилась работа по всем разработанным направлениям, заявленным после фестиваля «Верь в Тверь», затем начали ходить слухи о том, что областной бюджет не планирует выделять средств на Центр современного искусства, а в Речном вокзале сделают ЗАГС.
Понятно, что информация о возвращении «Тверцы» оказалась для многих как гром средь ясного неба. Что именно произошло в кулуарах власти, нам неизвестно, однако тому предшествовал ряд событий, из которых пытливый наблюдатель мог бы выстроить логическую цепочку. Так получилось, что тема децентрализации страны, которую пропагандирует Марат Гельман, получила поддержку в Кремле — именно с этими идеями он и был приглашен в «Большое правительство» Дмитрия Медведева. После визита президента в Тверь губернатор Андрей Шевелёв пригласил Гельмана к диалогу, на котором выяснилось, что информация об отказе в сотрудничестве — это форменная инсинуация, и даже более того — проект «Издательский рай» вызывает у губернатора живой интерес. «Я не понимаю современного искусства, это правда. Но это не значит, что развития культурной среды в Твери не должно быть», — заметил Шевелёв.
В общем, несмотря на упущенное время (и потерянные надежды той части тверитян, кто надеялся, что нога Гельмана больше никогда не ступит на тверскую землю), все вернулось на круги своя. В том числе и аварийное состояние здания, которое всё лето простояло без ремонта. Ведь ещё в начале лета были готовы не только целевая программа развития, прописанная на годы вперёд, но и план реконструкции, смета, московская фирма «Профреставрация» ждала только сигнала начать работы. К сожалению, новый сезон деятельности «Тверцы» пройдёт в неотапливаемом здании с незаконченной кровлей.
— Да, проект возрождается, но поддержка, которая нам была обещана, пока остаётся только манифестом, — с сожалением говорит Станислав Назаров, инженер, человек, на добровольных началах, а порой за свой счёт, курирующий техническое состояние здания. – В здании отсутствует отопительная система, и сделать её до зимы мы уже не успеем. Придётся устанавливать обогреватели, чтобы здание не промёрзло окончательно. Мы готовы хоть сейчас приступить к работе, есть даже деньги, но все повисло где-то в чиновничьих кабинетах, где никак не могут принять решение, чтобы начать работы.
Для реализации какого бы то ни было начинания всегда нужен не только субъект, но и толковый управляющий — в данном случае подчинённый, чётко выполняющий решения губернатора. До сих пор с этой ролью прекрасно справлялся Алексей Каспржак, будучи заместителем губернатора Зеленина. В новом областном правительстве это место пока вакантно.
Тем не менее несмотря ни на что Речной активно готовится к тому, чтобы принять выставку: идут перестройка выставочного пространства и монтаж проекционного оборудования. На время здание превратится в нечто вроде большого кинозала — он погрузится в темноту, навигацию по выставке будет осуществлять подсветка.
Проект «Видение» — это та самая выставка, которая планировалась на август, это она была бы следующим событием после фестиваля «Верь в Тверь». С тех пор её уже посмотрели на современных площадках в Перми, Воронеже, Екатеринбурге, Питере и Киеве. Как заявлено на афише события, это своеобразное исследование видео-арта. Целью выставки является «воссоздание утопического (само) — представления видео-арта, представление новой, свежей, непредвзятой тверской публике многообразной квази-поколенческой подборки искусства ведущих видео-xудожников от конца века до сегодняшнего дня». Определение мало о чем говорящее, но, будем надеяться, в ближайшем представлении оно станет более прозрачным. Познакомиться с экспозицией можно будет до 29 декабря.
Параллельно 17-19 ноября в ТвГУ состоится форум «Российская провинция XXI века: модернизация, культура, децентрализация». На конференцию со всей России приедут люди, которые всерьёз задумываются о самостоятельности своих территорий. Программа ожидается богатая и интересная – планируется повести три круглых стола, в которых примут участие ведущие российские специалисты в области регионалистики, урбанистики и культурном проектировании. Тверь презентует на форуме проект «Издательский рай», разработанный еще в апреле-мае.
Ольга КОЛОСКОВА