ПОЧЕМУ РЕПИН СОБИРАЛ ХУДОЖНИКОВ НА АКАДЕМИЧЕСКОЙ ДАЧЕ
Вышневолоцкая земля на протяжении двух столетий является своеобразной Меккой для художников, испытывающих вдохновение среди её дремучих лесов и болот, многочисленных рек и озёр. Именно здесь почти 130 лет назад была создана Академическая дача – первый в России Дом творчества живописцев.
ИНКУБАТОР ТАЛАНТОВ
Деятельность этого старейшего художественного центра – явление уникальное. Здесь свято хранятся и развиваются традиции реалистической школы, здесь под руководством известных мастеров взращивается и пестуется молодое поколение художников. На Академической даче создавали свои шедевры Левитан, Репин, Куинджи, Верещагин, Рерих, Бродский, Коровин, множество знаменитых мастеров. И сегодня это любимое место работы живописцев.
Расположенная в живописнейшем уголке тверского края в 25 километрах от Вышнего Волочка на берегу озера Мстино у истоков реки Мсты, Академическая дача всегда притягивала к себе творчески одарённых личностей. Идея основания дачи принадлежала Василию Александровичу Кокореву, известному в России общественному деятелю, предпринимателю, коллекционеру произведений искусства и меценату. В принадлежавшей ему гостинице в Москве хранилась коллекция, состоящая из 500 произведений русских и западноевропейских художников. В начале 1860-х годов кокоревская галерея была единственным общедоступным в Москве художественным музеем.
Как-то в конце 1870-х годов усадьбу Кокорева Александровское на берегу реки Мсты посетили молодые тогда ещё художники Илья Репин и Алексей Кившенко. Считают, что именно тогда и возникла идея открыть в старом, пустующем после упадка Вышневолоцкой водной системы доме дачу для студентов Академии художеств, чтобы они «лето здесь проводили, здоровье поправляли и рисунки сочиняли». Восторженный Репин якобы при этом воскликнул: «Это же для пейзажиста земля обетованная! Это же сама Россия – вся душа её, вся прелесть… Это как песня!»
Открытие состоялось 22 июля 1884 года с одобрения президента Академии художеств великого князя Владимира Александровича.
ВЕЛИКИЙ МАСТЕР
С 1964 года Дом творчества носит имя выдающегося русского живописца Ильи Репина, принимавшего непосредственное участие в организации, открытии и творческой деятельности Академической дачи. Илья Репин бывал здесь не раз и жил в соседней деревне Котчище или на даче в верхней комнате жилого дома, из окна которого открывается красивая панорама на озеро Мстино. Сейчас эта светёлка – одна из комнат музея Академической дачи, которая до сих пор называется «репинской». Репинская традиция писать всем вместе тематические этюды под открытым небом сохранилась в Доме творчества до наших дней.
«7-го числа посетил дачу И. Репин и прожил два дня, написавши большой этюд, и подарил его даче… Играл в рюхи и пел песни во время отъезда (его провожали гурьбой)…» – писал академист А.Г. Орлов своему другу художнику П.Е. Щербову. Упомянутый в письме студента Академии этюд Репина «На Академической даче», написанный художником в 1898 году, хранится в Государственном Русском музее. А в «репинской» комнате стоит копия этой работы.
Когда в 1904 году «по случаю военного времени» дача была закрыта, именно Репин выступил в её защиту. В 1907 году он вместе с новым ректором академии В.А. Беклемишевым добился её открытия, причём на новых условиях: «Пора бросить взгляд на дачу как на учреждение благотворительное, куда посылаются главным образом люди больные и неимущие: дача должна быть предоставлена для учеников талантливых и работоспособных, зарекомендовавших себя серьёзным отношением к искусству».
Характер дачи резко меняется. Сюда начинают приезжать самые способные студенты Академии художеств. В числе их – Исаак Израилевич Бродский. Приехав на «Академичку» в 1907 году, этот уроженец юга впервые здесь постиг прелесть серого тона. Написанный им тогда этюд «Сквозь ветви» до сих пор считают самым поэтичным в творчестве художника. За созданные здесь пейзажи Бродский получает стипендию, дающую возможность учиться, не думая о заработке. А критик тех лет отмечает, что Бродский «своей своеобразной трактовкой пейзажа уже создает школу, вдохновляя молодых художников».
Ездили на Академическую дачу из Петербурга по железной дороге до станции Заречье, которая вскоре стала называться Академической (каковой остаётся и поныне). Отсюда 8 вёрст шла дорога на дачу – через имение знаменитого охотника, археолога и собирателя древностей князя А.А. Ширинского-Шихматова, сельцо Лялино и ещё две деревни.
Чуть в стороне, между двух озёр Имоложье и Клин, находилось старинное село Берёзки. По преданию академика В.Л. Лялина, в XII-XV веках оно было центром одного из погостов Великого Новгорода – Имоволожского. Это название встречается и в новгородских берестяных грамотах XII века, и в договорах Новгорода с князьями. В конце XIX века Берёзки принадлежали дворянам Манзеям, которые построили здесь более десятка дачных домиков с верандами.
Снимал дачу в Берёзках Николай Константинович Рерих вместе с женой и младшим сыном Святославом. Здесь он не только рисовал, но и занимался археологическими изысканиями, в частности, открыв и описав в 1903 году городище у деревни Лялино, находившееся на противоположном берегу озера Клин.
«РУССКИЙ БАРБИЗОН»
Места, где расположена дача, имеют древнюю историю. В старину здесь проходил крупный торговый путь «из варяг в греки». Через мстинские воды шли караваны судов, груженные товарами, направляющиеся из Новгорода на Волгу и далее к южным морям и в Персию. Здесь пролегал водный путь знаменитой системы Петровской эпохи. По преданию, проверяя судоходные маршруты, эти места прошёл сам царь Петр. В 1785 году здесь побывала и Екатерина II.
В 70-е годы XX столетия Академическая дача заново отстроилась, были подведены удобные дороги. В новом административном корпусе разместились выставочный зал, библиотека. Построены кинозал, каминный зал с декоративными изразцами и фортепиано. В центре усадьбы Дома творчества находится музей Академической дачи. Напротив музея высится знаменитый восьмигранник – павильон, выстроенный к приезду президента Академии художеств великого князя Владимира Александровича на фундаменте времён Екатерины II. На стене восьмигранника установлена памятная доска, посвященная Василию Кокореву, основателю дачи. Рядом с восьмигранником – уютная столовая с террасами и банкетным залом. А между ними, в тени берёз, где когда-то работал на пленэре со своими учениками Илья Репин, установлен памятник великому русскому живописцу. Автор – известный российский скульптор Олег Комов. Неизменная для сельского пейзажа баня, маленькие деревянные коттеджи, разнообразные деревянные причалы и мостики, запечатленные не одним поколением художников, придают особую прелесть этому истинно «русскому Барбизону».
Современная судьба Академической дачи, принадлежащей Союзу художников России, имеет пока туманное будущее. Творческие союзы, процветавшие в советские годы, сейчас переживают кризис. Но хотелось бы, чтобы этот уникальный памятник культуры сохранился в том неизменном виде, в котором дошёл до наших дней, чтобы ещё не одно поколение художников могло черпать вдохновение из этих живописных мест.
Елена АЗАРИНА