«Союз» над тропиками

06.12.2011, 15:57

О КОСМОСЕ, ФРАНЦУЗСКОЙ ГВИАНЕ И ТВЕРСКИХ КОНСТРУКТОРАХ

 

В октябре этого года российская космонавтика открыла новую страницу своей истории. Российская ракета-носитель среднего класса «Союз-СТ» успешно стартовала с космодрома Куру во Французской Гвиане. Произошло это полвека спустя после первого полёта человека в космос. Другая эпоха, другой космодром… На околоземную орбиту выведены два космических аппарата для европейской навигационной спутниковой системы Галилео. Подготовка к этому событию велась на протяжении почти десяти лет. О том, как это происходило, рассказывают тверские конструкторы, принимавшие непосредственное участие в проекте.

 

К ЗВЁЗДАМ ВМЕСТЕ С ФРАНЦУЗАМИ

Космодром Куру, или Гвианский космический центр (ГКЦ), расположен на атлантическом побережье Южной Америки во Французской Гвиане. Начало стартовому комплексу «Союз» в Гвиане было положено в ноябре 2003 года, когда Россия и Франция заключили соответствующее соглашение. Специально для стартов с Куру в ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс» (Самара) была разработана модификация ракеты «Союз-2» — «Союз-СТ». Всё сделано в соответствии с требованиями европейских партнёров к безопасности, системе телеизмерений и условиям эксплуатации в тропическом климате. Для осуществления проекта «Союз в ГКЦ» выбран именно «Союз», являющийся самой надёжной ракетой в мире. На его счету рекордные 1777 запусков, из них почти 95 процентов — удачные.

 

ТВЕРЬ – ЭКВАТОР – КОСМОС

Уникальные разработки тверских конструкторов по транспортировке ракетно-космической техники ведутся уже на протяжении 55 лет. Инженеры из нашего города проектировали оборудование для космодромов Байконур, Плесецк, Капустин Яр: это и кислорододобывающие поезда-заводы, и агрегаты для заправки ракет, и транспортно-установочные агрегаты, и поезда для обслуживания космодромов. Принимали и принимают участие в международных проектах. «Союз в ГКЦ» — один из них. В рамках этого проекта специалистами бюро были спроектированы: платформа транспортно-установочного агрегата, заправщик пероксидом водорода, заправщик керосином, два специализированных контейнера.

Тверские конструкторы подключились к работе в 2004 году. В разработке конструкторской документации был задействован практически весь коллектив ЦКБ транспортного машиностроения, а это более 400 человек. Работа велась под руководством А.И. Василенко,  генерального директора и генерального конструктора, и А.М. Уголькова, первого заместителя генерального директора и генерального конструктора.

Напряжённо трудились и предприятия, которым предстояло воплотить идеи специалистов бюро в жизнь: ОАО «Тверской вагоностроительный завод», ОАО «Торжокский вагоностроительный завод», ОАО «Центросвармаш» (г. Тверь), ООО НПП «Эксперт» (г. Бологое), ЗАО «Новейшие технологии» (г. Торжок), а также ОАО «Тамбовский завод «Комсомолец» им. Н.С. Артемова» и ООО НПФ «Технологическая аппаратура» (г. С.-Петербург).

Для решения очень непростых задач — монтажа оборудования, демонтированного на время транспортировки до Гвианы, проведения пусконаладочных работ, устранения замечаний по результатам приёмки европейской стороной и подготовки агрегатов к проведению автономных и комплексных испытаний — была сформирована рабочая группа специалистов бюро: М. Потапенков, И. Рощин, М. Воропаев, Д. Суринский, Н. Виноградов, А. Рябов, Е. Сиволобов, А. Федоров. Они же участвовали в подготовке и проведении первого пуска «Союза».

Головные участники проекта: ФГУП «ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс», ФГУП НПО им. С.А. Лавочкина, ФГУП «ЦЭНКИ» — НИИСК, ФГУП «ЦКБ ТМ» (г. Москва). За координацию работ российских предприятий ракетно-космической отрасли в данном проекте отвечает Федеральное космическое агентство.

В мае этого года состоялась генеральная репетиция, так называемый «сухой вывоз» ракеты на стартовую площадку, которая показала — для запуска всё было готово.

 

ФОРС-МАЖОР И ЗАПУСК!

Российская ракета-носитель среднего класса «Союз-СТ» с космодрома Куру стартовала 21 октября. Правда, со второй попытки. Изначально запуск планировался на четверг, 20 октября, но был отложен из-за технического сбоя при заправке ракеты.

20 октября, когда в Интернете появилось сообщение, что из-за возникновения нештатной ситуации во время заправки третьей ступени ракеты пуск переносится, в конструкторском бюро замерли: «Неужели что-то серьёзное?» К счастью, волноваться пришлось недолго. Руководитель группы специалистов, находящейся в Гвиане, Максим Потапенков оперативно сообщил, что запуск переносится лишь на сутки.

— Запуск перенесли на 21-е, а нам в этот день улетать, — вспоминает Евгений Сиволобов, один из участников группы. — Увидеть первую пусковую кампанию «Союза» нам, конечно, удалось, но уже, что называется, на чемоданах, из окон гостиницы.

Алексей Рябов:

— Работать на оборудовании стартового комплекса могут только российские специалисты, повсюду висят предупреждающие таблички. Игорь Рощин, Михаил Воропаев и я участвовали в заправке ракетоносителя. Не каждому удаётся находиться рядом со стоящей на старте ракетой. Трудно даже представить, что на этом месте через какое-то время с огромным рёвом вырвется пламя, кругом будет огонь и дым.

Максим Потапенков:

— Непередаваемые ощущения, атмосфера трепета и гордости. Среди джунглей на стартовом комплексе величаво застыл наш «Союз». В какой-то момент подумали, что запуск отменят, так как начался сильный ливень. Именно так и поступают французы при пуске «Арианов». Но нет, подняв столб огня и дыма, «Союз» взлетает. После всех испытанных трудностей и волнений безоговорочная победа!

 

ТРОПИКИ

А трудностей «гостям» тропиков преодолеть пришлось немало: от адаптации к климатическим условиям до порой непростых отношений с французами из-за некоторых различий в нормативных документах России и Франции. Специалисты ЦКБ ТМ делятся своими впечатлениями…

Алексей Рябов:

— Французская Гвиана, находящаяся в тропиках, и принимала нас по-тропически — жарко и экзотично. Средняя разбежка температуры — от +19 до +34 в тени, очень высокая влажность — 98-100%. Почти 95% её территории покрыто джунглями, в которых обитает всякая экзотическая живность. Периодически Гвиану накрывают сезоны дождей.

Максим Потапенков успел побывать в Гвиане аж пять раз. Самая короткая командировка – две недели, самая длинная – 96 суток:

— Девять часов перелёта – и ты во Французской Гвиане. Куру — единственный в мире экваториальный космодром. Выходишь из самолёта – и ощущение такое, будто в баню попал, настолько там жарко. Хотя в целом акклиматизация проходила нормально.

Игорь Рощин продолжает:

— У местного населения есть такое понятие как «сиеста» — это значит, что в момент солнца в зените (с 12 до 16 часов) люди здесь не работают. Но нам, честно говоря, отдыхать было некогда. Наш рабочий день начинался очень рано, приходилось вставать в 5 утра, а в 6 мы уже отъезжали от гостиницы на нашу стартовую площадку, где занимались монтажом оборудования и пусконаладочными работами. Приходилось работать и в выходные дни, и по ночам, и в периоды ливневых дождей. Но полученный результат, конечно, того стоил. Запуск «Союза» состоялся.

Михаил Воропаев:

— Мы выкладывались по полной программе и уставали так, что в свободное время почти всегда оставались в гостинице. Общались с семьями — беспроводной Интернет там работает отлично, купались в бассейне. Во время более длительных командировок удалось несколько раз порыбачить и съездить на побережье океана. С пальм доставали кокосы, пробовали желтые арбузы.

Дмитрий Суринский рассказывает, что у россиян иногда возникали сложности с принципиальными французами при решении некоторых технических вопросов: «У них свои требования к технике безопасности, отличающиеся даже от международных стандартов. Из-за этого порой приходилось неоднократно менять документацию, переносить сроки, оспаривать некоторые моменты, доказывать свою правоту.

А.М. Угольков, руководитель проекта:

— …С полным правом можно сказать, что высокий профессиональный уровень всех российских специалистов позволил, пусть и с переносом на сутки, обеспечить запуск «Союза» с Куру. Наши работники были командой, достойно представляющей интересы ФГУП «ЦКБ ТМ» в этом международном проекте. Они выполнили все, что от них требовалось.

Между тем в Гвианском космическом центре на стартовой площадке для «Союзов» продолжаются работы. Компания «Арианспейс», являющаяся оператором пусковых услуг ракеты-носителя «Союз-СТ», приступила к подготовке второго запуска российской ракеты, который планируется на 17 декабря. А это значит, что группа тверских конструкторов отправилась в очередную командировку во Французскую Гвиану. Пожелаем им удачи. Не сомневаемся, что агрегаты, обязанные своим рождением тверскому конструкторскому бюро, в буквальном смысле перешагнувшие океан и обосновавшиеся на экваторе, помогут «Союзу» успешно выполнить его очередную миссию. Во втором полете «Союз-СТ» должен вывести на орбиту полезную нагрузку в составе шести спутников различного назначения.

Екатерина НОВАКОВСКАЯ

112 0
Лента новостей
Прокрутить вверх