550 Вольт – любовь особого напряжения

06.12.2011, 16:12

Однажды влюбившись в неё, он не изменял ей всю свою жизнь. Профессия водителя троллейбуса в его судьбе оказалась не просто работой, а самым настоящим призванием.

Будильник звенит в три утра. Время сна для Виктора Кондрашова вышло, пора вставать. Ещё бы поспать, понежиться! Накануне раньше лечь опять не получилось – поздно вернулся с работы, поговорил с женой, поиграл с дочкой…

Но расслабляться некогда. В 3.50 его будет ждать дежурная машина. Водитель троллейбуса — самая ранняя пташка в нашем городе.

Сделав волевое усилие и окончательно проснувшись, Виктор бодро выходит на улицу. Несмотря на ранний подъём, чувствуется некая приподнятость. Это потом наступит день, возможно, навалится сонливость. Но сейчас, когда спит город, улицы пусты, а в окнах домов нет ещё и намека на пробуждение, он вновь удивляется таинству рождения утра. 

В депо всё идёт по привычной схеме: медосмотр, отметка у диспетчера. Затем подготовка машины к выходу на линию: необходимо поставить зеркала, залезть на крышу и заменить «угли» на токоприёмниках.

И так каждый раз. Уже почти 40 лет Виктор Кондрашов работает в транспортной системе города, наблюдает за метаморфозами родной Твери и людскими перипетиями и безгранично любит свою профессию.

 

ОТ ЕГИПТА ДО «РОССИИ»

МУП «ГЭТ» в Твери (тогда ещё Калинине) открыли в 1967 году. Молодой и смелый Виктор Кондрашов, успевший уже отслужить в армии в Египте в войсках противовоздушной обороны и принять участие в военных действиях этого африканского государства, пришёл сюда в 1972-м. Поступил на курсы водителя троллейбуса, успешно отучился и 1 сентября этого же года самостоятельно вышел на линию.

 — Неловко было, стеснялся ещё, — вспоминает Виктор Иванович. – Но освоился быстро. Осень проездил хорошо, а к зиме вновь появилось волнение: боялся первого гололёда. К счастью, «боевое крещение» прошло успешно.

О выбранной профессии он ни разу не пожалел. Говорит, работа сложная, но интересная.

 — Выйдешь утром и понимаешь, какая на тебе ответственность лежит. Тебе же людей надо везти, постараться не выбиться из графика, самому вовремя прийти, ведь если слесарь, к примеру, опоздает на работу, то он причинит вред только себе, а если я неправильно рассчитаю время, то рабочий день будет сорван ещё у нескольких десятков людей точно.

Вождение требует особой дисциплины, повышенного внимания, острого средоточия и умения забывать о собственных проблемах – за рулём они ни к чему. Главное – дорога и осознание того, что за твоей спиной люди, доверившиеся тебе как водителю.

Важна в данной отрасли (впрочем, как и в любом другом деле) и слаженность команды. До сих пор помнит Виктор Кондрашов своего сменщика Олега Смирнова, 25 лет они проработали бок о бок, четверть века вместе наблюдали, как строилась Тверь, как поднимались целые жилмассивы.

Сначала Виктор Иванович ездил по маршруту №4. И за 20 лет, что он на нём пробыл, он наизусть выучил каждое здание и каждый проулочек, встречающийся на пути «Чайка» — к/т «Россия». Затем перешёл на 6-й маршрут, открытый как вспомогательный к №3. «Театральная площадь – «Центросвар» — теперь он занимался перевозкой преимущественно жителей Заволжья.

 — А со сном как приходилось бороться? – очень хочется мне узнать довольно безобидную тайну профессионала.

Согласитесь, невозможно чувствовать себя всегда бодро, регулярно поднимаясь ещё до пения петухов?

Виктор Иванович на моё любопытство только улыбается. А потом, выдержав паузу, скромно замечает:

 — Да всякое бывало, конечно. Особенно по молодости. С девушками загуляешься, ляжешь поздно, а вставать ни свет ни заря. Ничего, где снежком лицо потрёшь, где форточку приоткроешь, так и развеешь сон.

 — Тяжёлая у вас работа. Неужели ни разу не возникали мысли о смене трудовой деятельности? – прокручивая в голове всё вышесказанное, пытаюсь поставить себя на место моего героя.

 — Нет, — не задумываясь, отвечает Виктор Иванович. – У нас в семье есть такая черта, как основательность. Видимо, я её унаследовал от родителей. Да и зачем менять, если всё устраивает. В советские годы у нас были достаточно большие для города зарплаты – порядка 300 рублей, не каждый завод мог себе такие позволить. К тому же работа интересная.

 

КАК ТРАМВАЙ И ТРОЛЛЕЙБУС ЛЮБИТЬ УМЕЮТ

Трепетное отношение к своей профессии у Виктора Кондрашова, может, ещё и потому, что благодаря ей устроилась его личная жизнь.

Он уже как год отработал водителем. Трудолюбивый, обаятельный и уверенный в себе.

Она юна, особенно обворожительна и лучезарна. Он – за рулём троллейбуса, она – трамвая.

В том далёком 73-м они пересеклись, разъезжаясь каждый по своему маршруту. Большие серые глаза девушки не смогли оставить равнодушным молодого Виктора. И потому в следующий раз, когда их транспорт вновь встретился на перекрёстке, он не преминул подмигнуть симпатичной «водительнице» фарами своего троллейбуса. Трамвай ответил сразу же.

Игра в «мигалки» продолжалась до тех пор, пока на одном из корпоративных вечеров им не представилась возможность познакомиться лично.

Виктор проводил девушку до общежития и предложил продолжить общение. Свидания длились год. В ноябре 1974-го Кондрашовы сыграли свадьбу, а в 1975-м родили дочку.

 — Проблем от того, что я много времени провожу на работе, никогда не возникало. Жена работала в той же отрасли, поэтому мы всегда понимали друг друга. Чтобы воспитывать дочку, смены ставили поочерёдно: то она в день, а я в вечер, то наоборот. Сейчас дочь замужем, у нас уже два внука, а жена стала начальником конечной станции на «Центросваре», — делится Виктор Иванович.

Не только его жизнь вписалась в рамки маршрутного листа. Будучи за рулём, сколько историй он услышал, увидел, свидетелем скольких событий стал! На его глазах выросли сотни горожан.

 — До сих пор помню одну девочку. Они с мамой жили в «Чайке», каждое утро мама провожала дочку в садик. Девочка подросла – и я наблюдал её уже с портфелем. Прошло ещё какое-то время – она повзрослела и начала ездить на нашем троллейбусе уже в техникум. А потом, помню, увидел, её уже с молодым человеком. И таких историй много. На одном маршруте я долго проработал, людей уже в лицо знал, с некоторыми при встрече на улице даже хотелось иногда поздороваться, настолько родными они успели стать, — тепло, мягко и очень трогательно звучат слова человека, отдавшего столько лет этой непростой во всех смыслах профессии.

 

НИ ДНЯ БЕЗ ДЕПО

Успевший пожить в двух эпохах, он объективно может сравнить эти абсолютно разные времена, дать оценку городскому транспорту и высказать надежду на будущее.

Так, несмотря на непростое положение МУП «ГЭТ», финансовые затруднения и высокую конкуренцию с маршрутными такси, перспективы у тверского троллейбуса есть.

Парк понемногу обновляется: сейчас в наличии 62 единицы техники. Кроме того, троллейбусы — по-прежнему экологически чистый и более безопасный в плане передвижения вид транспорта. Сами машины стали более комфортабельны, легки в управлении, с механико-гидравлическим усилителем руля. А в то время было только механическое управление рулём: то есть если у тебя была сила в плечах, то поворачивал быстро, хорошо и вовремя. А если нет?

Не всякая женщина смогла бы справиться с таким управлением. Хотя водителями троллейбусов тогда работали и представительницы женского пола. Есть они и сейчас.

 — Женщинам, конечно, тяжелее вдвойне. Работа всегда связана с высоким напряжением, разряд тока — порядка 550 вольт. Да и физическая сила нужна, чтобы те же угли заменить или баллоны подтянуть,  — замечает Виктор Кондрашов. – Хотя всё от человека зависит. Многие считают, что женщина и техника – абсолютно несовместимые вещи, между тем мужскую работу дамы выполняют не хуже, а порой даже лучше мужчин. На дорогах женщины более внимательны и дисциплинированны.

Всего в троллейбусном депо сейчас 148 водителей. Каждый из них — профессионал своего дела. В общем, это и неудивительно. Их наставником в настоящее время является Виктор Иванович.

По состоянию здоровья в начале 2000-х ему пришлось оставить управление троллейбусом, но совсем уйти из депо он не смог. Будучи на пенсии (поскольку подобный труд происходит в условиях сильного электромагнитного поля, что считается опасным для здоровья человека, водители троллейбусов уходят на пенсию на пять лет раньше), он продолжает работать. Теперь его график — с 8 до 17. Заняты только будни.

Новым сотрудникам он передаёт свой ценный опыт и знания.

На вопрос, что заставляет людей в век олигархов, миллионных инвестиций            и банковских счетов оставаться преданными, казалось бы, непрестижной сегодня профессии, Виктор Кондрашов отвечает: «Здесь в депо работают люди, влюблённые в своё дело».

…Мы уже подходим к воротам депо и готовы распрощаться, как замечаю грустный взгляд моего собеседника при виде выезжающего на линию троллейбуса.

 — Скучаете?

 — Очень.

Екатерина НОВАКОВСКАЯ

80 0
Лента новостей
Прокрутить вверх