РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ КАК ОТРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Когда первый из башковитых homosapiens сделал зарубку на дереве, он понял, что две зарубки подряд – это уже орнамент. А значит, это красиво. С тех пор резчик по дереву занимается тем, что подчеркивает и шлифует красоту, заложенную в самой природе. В этом уверена Ольга Павлова, резчик с десятилетним стажем, старший мастер художественного отделения профессионального лицея №12.
БАКЛУШИ, КОНИ И МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ
Её узенький, как футляр, кабинет под завязку набит резными ковшами, подносами, подсвечниками, книгами о ремеслах и экземплярами газеты «Караван». На стене шкафа висит зеркало, обрамлённое темным деревянным узором. На шкафу приткнулась миниатюрная ветряная мельница. За столом, окруженным оргтехникой, сидит молодая женщина — тоже миниатюрная, даже хрупкая. Синяя шерстяная водолазка, мальчишески короткие чёрные волосы, смеющиеся глаза. Ольга Павлова развенчивает стереотипы, что резьба по дереву – дело суровых мускулистых мужиков.
— Вы знаете выражение «бить баклуши»? – лукаво улыбается она. — В старину мужчины били баклуши, то есть делали деревянные заготовки для ложек. Это было легкое занятие. А ложки вырезали именно женщины. В нашем деле не нужно физической силы, а нужна фантазия и усидчивость. 50% успеха – это хороший инструмент. Если он хорошо заточен, то режет как по маслу…
— А что такое — резьба по дереву?
— Это художественная обработка древесины, — Ольга Ивановна отвечает гладко и чётко, как на лекции. (Она лишь год как старший мастер. До этого была просто мастером, а ещё ранее – студенткой того же 12-го лицея.) – Столяры и плотники тоже работают с деревом. Но мы из обычного полена создаём красоту. Например, этот ковш…
Из коробки она извлекает ковш для вина с головой двуглавого коня.
— Это традиционный тверской ковш. Он похож на овал и немного сплющен. Этот вид называется ковш-конюх. Вообще конь — это символ солнца…
С первых же минут разговора я понимаю, что профессию резчика нельзя рассматривать вне контекста русской традиционной культуры. Резьба: тут и фольклор, и обряды, и славянские символы. Их сакральный смысл прячется в глубине веков, как корни дерева — глубоко под землей.
— Когда зародилась резьба по дереву?
— Наверное, это самое древнее ремесло в мире. До сих пор идут споры, что появилось раньше – обработка дерева или глины. В старину все рисунки на дереве были глубоко символичны. В районе первой городской больницы есть много старых деревянных домов ещё XIX века, с резными наличниками. Если внимательно к ним приглядеться, можно увидеть дракона, собаку, женщину с поднятыми руками… И женщина эта — мать сыра земля.
Я ЗНАЮ О ДЕРЕВЕ ВСЁ!
Тут на стол водружается ещё одно произведение деревянного искусства:
— Это подсвечник из ореха «Тёплые руки», работа нашего выпускника Артура Иванова, однако до такой работы надо дорасти. В самом начале студенты учатся простой геометрической резьбе и запоминают свойства дерева…
— А их много? – тактично интересуюсь я.
— Конечно! Я только о сучках могу целую поэму рассказать! Начнём с того, что сучок – это порок, он снижает прочность древесины. Первый сорт деревьев – те, где минимум сучков. Вообще, мы, резчики, знаем о дереве всё…
Ольга Ивановна переворачивает вверх дном подсвечник «Теплые руки» и вдохновенно произносит:
— Для вас – дерево и дерево. А я легко могу подсчитать, сколько ему лет. Смотрите, годовое кольцо идёт от светлой к тёмной полосе. Если досчитаем кольца до сердцевины, узнаем, в каком году оно начало расти. А по широте кольца можно определить, какой год был сухим, а какой — влажным. Чем уже годовое кольцо, тем жарче стояла погода.
На экране компьютера мелькают фотографии изделий, выполненные учениками лицея и самой Ольгой Павловой.
— Эта уточка сделана из сувелия — нароста на дереве, — комментирует она. — Его трудно обрабатывать. У простой древесины волокна ровные, а здесь сплетены в клубок. Зато получается нежно и красиво. На память об этой уточке у меня остался шрам на колене. Инструмент сорвался и поранил ногу.
— А у резчиков есть профессиональные болезни?
— Остеохондроз, особенно в области шеи, — не задумываясь, отвечает она. — Работа очень кропотливая: устают глаза, кисть и локоть сильно напрягаются. Посему перерывы в работе обязательны.
РЕЗЬБА ДОСТУПНА ТОЛСТОСУМАМ
— Какое дерево больше пригодно для резьбы?
— Самый благодатный материал – липа. Она мягкая и податливая. Осина, когда растёт, впитывает в себя много песка, и при работе инструмент тупится. Приятно работать с орехом. Фруктовые деревья очень красивы по структуре. Неплохо работать с дубом… Из него в основном делают мебель.
— Как проходит рабочий процесс?
— Сначала снимаем кору, торцы бревна замазываем масляной краской или клеем ПВА. Так оно меньше впитывает влагу. Затем тщательно разрабатываем проект: это может быть рисунок или модель из пластилина или глины.
— Какие качества необходимы в вашем ремесле?
— Объёмное видение, усидчивость и любовь к искусству.
Резчики по дереву востребованы в мире высоких технологий. Многие выпускники лицея работают на мебельных фабриках. Кто-то остаётся в alma mater, трудится в мастерских. А некоторые заражаются любовью к народным промыслам и идут учиться дальше: в Богородское художественное училище, Абрамцево, Москву…
— У педагогов зарплата маленькая. Нас кормит… церковь, — откровенничает Ольга Ивановна.
Тут выясняется, что все иконостасы, лавочки, аналои, престолы, горнее место для батюшки в православных храмах – это старательный труд резчиков по дереву.
— Узнали? – она кивает на фотографию золочёного алтаря, от слепящей красоты которого хочется зажмуриться. — Это Свято-Успенский монастырь в Старице в период его восстановления. Здесь работала целая команда резчиков. Царские врата я почти в одиночку сделала. Это иконостас в Калязинской церкви, это — в Саратове, а это в Греции. Наши работы сами приводят к нам людей.
Словно в подтверждение этой мысли пищит звонок телефона. Выслушав долгий монолог на том конце провода, Ольга сдержанно отвечает:
– Хорошо, приходите.
— Это один из клиентов, он занимается реставрацией старинной мебели, — поясняет она. — Иногда реконструкторы заказывают у нас ковши для своих пиршеств. Кто-то загородные дома оформляет под русскую избу. Коньки на крыше, резные наличники, телега во дворе… Как правило, это очень богатые люди.
— В общем, на хлеб вам хватает?
— Вполне. Во всяком случае, кризис 2008 года прошёл мимо нас. Меня эта профессия много лет кормит, поит, одевает и возит.
— А вы не боитесь, что сейчас может статься, что все захотят стать резчиками и у вас прибавится конкурентов?
— Нет, пусть идут. Все равно толковых из них будет два-три человека.
— Ваши изделия есть в свободной продаже?
— Нет. Зато их можно увидеть в нашем музее.
ПЛАСТИК ДУШИТ, А ДЕРЕВО ДЫШИТ
— Как вы сами относитесь к деревьям?
— Я их уважаю и жалею. Недаром в старину, прежде чем спилить дерево, просили у него прощения, обращаясь к батюшке-лесу. Дерево тёплое, пальцами проведёшь – чувствуешь каждую ямочку и бугорок. А главное – это единственный восполняемый природный ресурс. Дерево греет. И бумага — это тоже дерево.
— А ваша работа больше механическая или творческая?
— К сожалению, сейчас в ней меньше творчества. Мы пытаемся заработать денег, как и все люди. Это плохо. Поэтому такое поколение растёт… бездуховное. Молодёжь не знает своей культуры, а без этого нет будущего. Когда создаёшь нечто своими руками, по-другому смотришь на мир. Это видно по нашим ученикам. На первом курсе с ними надо бороться. А уже к третьему курсу они становятся спокойнее, добрее.
— Вы занимаетесь деревом, а как относитесь к модным технологиям и материалам – к тому же пластику?
— Пластик душит, а дерево дышит. Хотя старину всё равно не вернёшь, мы должны беречь русские традиции. Мы недавно ездили на выставку полиграфического оборудования. Там были изделия, выполненные при помощи лазерной шлифовки. Вот бюст Пушкина, вот шахматный конь. Чёткие, ровные, не придраться. Но смотрите — они не живые. В них нет души.
Чтобы легче было отличить «человеческое» от «машинного», мастера прибегают к хитрым уловкам:
— Мы стараемся не шлифовать дерево и не покрывать лаком, чтобы оно было шершаво – приятным на ощупь. Вообще, я против глянцевых покрытий. Лучше всего матовый блеск.
— А как вы относитесь к глянцу как к стилю жизни?
— Как бы это сказать… Мы влияем на дерево, а оно влияет на нас. Если материал натуральный, он обязывает к определённым правилам жизни. Я предпочитаю естественность во всём. Если сумка, то только кожаная. И только домашняя пища. Я крайне редко забегаю в фаст-фуды, только если совсем некогда. Даже ту же курицу лучше приготовить дома, в фольге, – получится гораздо вкуснее.
РЕМЕСЛО НА ПОРОХОВОЙ БОЧКЕ
…Узкая винтовая лестница, полумрак. В музее на втором этаже собраны лучшие работы студентов художественных специальностей. Здесь всё – от громадной деревянной статуи Прометея до миниатюрных шахмат, ложек, матрёшек, шкатулок… Отдельная серия – деревянные футляры для книг: Библии, «Истории искусств», «Сказок Пушкина»… Был такой совместный проект с отделением переплетчиков. Недавно эту специальность закрыли. Угроза закрытия висит и над другими художественными отделениями лицея.
— Переплётного дела нет в образовательных стандартах, — пытается объяснить Ольга Ивановна, и сама не верит в эту логику. – У нас маленькие группы, по пять-семь человек. Такие сейчас набирать запрещено. А где мы больше возьмём, при демографической яме начала 90-х? С 1 января 2012 года отменяют начальное профессиональное образование. Нас будут с кем-то соединять. Однако наши специальности уникальны, такого в Твери больше нет. Так что мы сейчас живём на пороховой бочке. Хотя существует действующая президентская программа по поддержке народных промыслов. И очень хотелось бы, чтобы она воплотилась в жизнь.
Любовь КУКУШКИНА