Война на острие карандаша

07.12.2011, 12:29

В музее им. М.Е. Салтыкова-Щедрина открылась выставка известного советского живописца, иллюстратора, графика Николая Жукова. Его уникальные рисунки отображают сюжеты войны, которые художник набрасывал мгновенно, зачастую в самом центре событий, почти фотографически отображая происходящее.

Это, по сути, исторические документы, по которым и изучают историю. Пятьдесят рисунков и репродукций рассказывают не только о прифронтовых эпизодах и солдатских буднях, но и о жизни людей в тылу, об ожидании, о терпении. Главным для художника было суметь передать непосредственно и правдиво то, что он наблюдал своими глазами. Человек на войне стал главной темой его творчества, персонажами рисунков, картин и плакатов – солдаты, матери, старики, пронзительны по своей выразительности и искренности портреты детей.

Тема «Дети» вообще занимает в творчестве Николая Жукова особое место. В годы войны – это дети-беженцы, дети-партизаны, которых жизнь раньше времени сделала взрослыми. Детские портреты, сделанные Николаем Николаевичем в походах, впервые выставляются перед широкой публикой. «Враг наступал. Ржев пылал от непрерывных бомбежек. Старица взята… Шли цепочкой, спотыкаясь в темноте о неровности земли, перебирая в памяти пережитое. Во время этих частых пеших переходов я нарисовал многие десятки рисунков деревенских ребят: Сенёк, Митёк, Манёк. Рисовал в избах, где нам приходилось ночевать и пользоваться услугами приюта, печкой, картошкой, молоком», — писал Жуков в своих воспоминаниях о Калининском фронте.

Детство и юность Николая Жукова прошли в городе Ельце, мастерством художника овладевал в Нижнем Новгороде и Саратове. В начале тридцатых годов работал над книжными иллюстрациями, рисовал плакаты. Жанр плаката — одна из самых ярких граней таланта Жукова, достаточно посмотреть на знаменитый плакат «Отстоим Москву!», который представлен на выставке. Великая Отечественная застала Николая Николаевича в рядах Красной Армии. Молодечно – Торопец – Осташков – Торжок — таков путь первых военных месяцев. В военные годы он работает во фронтовой печати – в газете «На разгром врага», в конце 1941-го он стал корреспондентом газеты «Правда» на Калининском фронте. С марта 1942 года Николай Жуков находится в распоряжении политуправления Калининского фронта, где становится свидетелем боев под Ржевом. События на фронте разворачивались с такой скоростью, что художник часто не успевал рисовать. Так приходит решение писать дневник, который позволил в дальнейшем восстановить в памяти события. В этот период он знакомится с писателями Б. Полевым, С. Кирсановым, И. Андрониковым, Б. Ивантером — авторами сборника очерков о героях Калининского фронта, художником-иллюстратором которого и стал Николай Жуков.

После окончания войны по заданию газеты «Правда» Жуков – единственный советский художник, направленный в качестве корреспондента на Нюрнбергский процесс. Нюрнбергский цикл (200 рисунков с натуры) – уникальная графическая серия, ставшая бесценным историко-художественным документом. В воспоминаниях Николай Николаевич рассказывал, как столкнулся с проблемой делать портреты подсудимых. Те – в стыде ли, в смущении или страхе быть запечатленными в истории – отворачивались от пытливого глаза художника. Тогда он пересел на задние ряды, чтобы не быть заметным. Так, издалека, больше по памяти, чем с натуры, он за 40 дней создал 200 рисунков — практически аналоги современных фотографий. Подлинники и копии некоторых из этих рисунков также представлены на выставке.

В распоряжение Тверского объединённого музея 22 подлинных рисунка 1941-1946 гг. поступили ещё в 1977 году – их передала вдова художника А.Ф. Жукова. В этом году их дочь А.Н. Полянская продолжила эту традицию и подарила музею ещё восемь копий с зарисовок на Нюрнбергском процессе и 20 подлинных рисунков.

 

Выставка будет работать до 30 декабря.

Ольга КОЛОСКОВА

21 0
Лента новостей
Прокрутить вверх