Customise Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorised as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

Молитва в чистом поле

13.12.2011, 15:20

СВЯЩЕННИК ИЗ ПЕТЕРБУРГА ВОЗРОЖДАЕТ МОНАСТЫРЬ В ТВЕРСКОЙ ГЛУБИНКЕ

 

Иеромонах Силуан из Александро-Невской лавры переехал в Красный Холм, чтобы восстановить Антониев монастырь, уникальный памятник зодчества XV века. В 1930-х годах его разобрали по кирпичикам на строительство кормоцехов. Отец Силуан молится в трёх стенах, которые остались от Никольского храма монастыря, и искренне верит в возрождение святой обители

 

 

НАМЕСТНИК ИЗ БУДУЩЕГО

На старом синем «Москвиче» он привез из Питера ноутбук и массу книг по философии, религии, истории русского православия. Книги пока хранятся в местном кинотеатре, под них определили подсобку:

— А потом они будут стоять в монастырской библиотеке, — обещает отец Силуан. Он вообще достаточно уверенно изъясняется в будущем времени. Недавно даже подписал очередное прошение в Тверскую епархию как «и.о. наместника монастыря», будто от древних развалин до действующей обители — каких-то пара дней.

У отца Силуана чёрное монашеское одеяние, вьющиеся чёрные волосы и спокойные мудрые глаза. Мы беседуем в храме имени преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в деревне Слобода близ Красного Холма. В советское время здесь был кинопрокат. Статус храма полуразрушенному зданию вернул местный энтузиаст и кулибин Юрий Чистяков. Внутри сохранились прекрасные росписи XIX века, особенно чётко они видны вверху, под куполом. Над нами тонкая зелёная сетка, чтобы штукатурка с купола не сыпалась на голову. Зимой каждое воскресенье отец Силуан ведет службу в этом храме, он совсем недалеко от Антониева монастыря. По такому случаю из города пускают пазик с прихожанами. А летом, когда служба была в трёх стенах в чистом поле, люди приходили пешком. Столичный иеромонах вообще очень популярен среди местных жителей.

— Люди помогают, чем могут: дарят иконы, подсвечники…

Я не верю в воскрешение монастыря, потому что слышала очень много пустых речей на эту тему. Потому что с детства скакала по древним развалинам в Слободе. Потому что знаю инертность местной общественности. И потому что я только вернулась из местного колхоза, где отлынивают от работы доярки и уходят в запой комбайнёры.

— Вы действительно рассчитываете на восстановление? — ровным голосом спрашиваю я у отца Силуана, но всё равно получается ехидно. Он по-доброму и понимающе кивает:

— Живя в Красном Холме, трудно представить, что можно что-то изменить в стране. Между тем многие обители возрождаются за пару лет.

— Антониев монастырь в принципе подлежит восстановлению?

— Летом к нам приезжали консультанты-реставраторы. Они отметили, что настоятельские и братские в неплохом состоянии. Никольский храм нужно сохранить хотя бы в его сегодняшнем виде. Однако и его можно реконструировать на документальной основе. А первым делом надо очистить братский корпус от наростов советского времени: цемента, старой краски, штукатурки. Ведь здесь в 1920-1930-х годах были коммунальные квартиры.

…Впрочем, и сейчас в сводах монастыря крестьяне из Слободы летом сушат рулоны сена и хранят инвентарь. Прямо у монастырских стен припаркованы трактора, мирно дремлют коровы, рядом разбиты огородики.

— У вас есть чёткий план восстановления? — спрашиваю я еще более ехидно, припоминая, как два года назад на конференции по Антониеву монастырю в местном ДК было с десяток выступающих, все громко кричали о вечности, а потом наступило молчание.

— Мы создали фонд восстановления монастыря, — задумчиво произносит отец Силуан. — Председатель совета директоров фонда — петербургский предприниматель Юрий Олейников. Именно он спонсирует наши проекты. Совместными усилиями разработаем план в течение следующего года

Иеромонах начинает мягко рассуждать, что перспектива есть, так как государство поддерживает подобные проекты. Ведь Антониев монастырь — это памятник федерального значения. Однако государственное финансирование может начаться только после регистрации здесь архиерейского подворья. Это первостепенная и легко решаемая задача. Приход можно создать, даже если вовсе нет здания. А здесь остался хотя бы его остов.

— Что уже сделано для реставрации монастыря?

— Местные школьники очищали территорию и братские корпуса. Следующим летом для этих же работ приедут студенты из Москвы. Надо соскрести штукатурку, чтобы дать зданию дышать. А еще мы построим при монастыре небольшую деревянную часовню и домик для братии, — радостно сообщает отец Силуан. — Владыка благословил.

— А может, на эти деньги стоит отремонтировать хотя бы фундамент храма? — спрашиваю я, слегка стыдясь собственной практичности. Рядом с иеромонахом Силуаном она кажется неуместной.

— Понимаете, — задумывается он. — Нам важно жить и служить именно там. Сначала создаётся духовное пространство, а потом уже материальное. Мы с помощником Игорем каждый день молимся на территории монастыря.

40-летний Игорь приехал в Красный Холм в этом мае. Он бывший трудник из Александро-Невской лавры. Когда монастырь восстановят, Игорь будет его первым послушником, — так планирует отец Силуан.

В беседе он употребляет не «если», а «когда», словно не позволяя себе ни на минуту усомниться в том, что случится именно так.

— У монахов особые отношения со временем. Мы не оглядываемся назад. Но что бы мы делали без будущего!

 

ЛАВРА И КОМБАЙНЕРЫ

Появлению иеромонаха Силуана в Красном Холме предшествовала цепочка удивительных событий.

— Однажды петербургский историк Светлана Алексеева показала мне фотографии Антониева монастыря. Меня поразили эти величественные развалины. Я захотел снять фильм о монастыре, написал заявку на сценарий… Потом мы в первый раз приехали в Красный Холм. Сняли одно интервью, второе, третье — и поняли, что здесь хорошие люди. Мы работали над фильмом два с половиной года. Это было большое дело. И немалые деньги. Зато фильм — отличная возможность привлечь общественное внимание.

— Во время съёмок вам были какие-то знаки свыше?

Отец Силуан улыбается:

— Удивительно, что с самых первых кадров мы знали, каким будет финал. Оператор снял, как солнце заходит в окна разрушенного храма и постепенно заполняет собой все пространство в кадре… Это было очень символично.

Документальный фильм «Спас на Холму» снимался при содействии «Леннаучфильма». Отец Силуан отмечает, что это не просто история монастыря, а размышление о нашей жизни и о месте человека в ней. Скоро фильм повезут по сельским клубам, а 23 декабря будет премьера в Твери. И общественность, как и мечтает иеромонах, узнает о подвиге старца Антония и задумается о бытии.

— Но все-таки из Александро-Невской лавры — в наш медвежий угол… — говорю я с сомнением. В голове всё крутятся пьяные комбайнеры, сельские школы на замке, и Дом культуры, возведённый по социалистическим традициям на месте кладбища. Но отец Силуан отвечает неожиданно:

— Современный Петербург — это город-конгломерат, куда приезжают ежегодно тысячи людей, чтобы заработать денег. А у Красного Холма есть свое лицо. Он красив по внутреннему устройству. И даже развалины монастыря, несмотря на плачевное состояние, впечатляют.

— И поэтому вы здесь остались?

— Ну да. Просто возникло ощущение, что здесь стоит служить.

Он обводит вокруг светлым взглядом. Алтарь, иконы, печка в углу. На зелёную сетку с глухим стуком падает штукатурка.

— А этот храм, где мы сейчас, скорее всего, будет подворьем монастыря.

И уже хочется верить, что будет.

 

МИССИЯ В ШКОЛАХ И ПТУ

По приезде ему пришлось взвалить на себя уйму бытовых забот.

— Окна на куполе этого храма были заколочены досками. Мы на лебёдках поднимали стёкла — Юрий Иванович, его сын и я.

За время нашей беседы из мобильника отца Силуана часто льётся колокольный звон: беспокоят из деревни Рачево, из областной администрации, из Питера… Он о чем-то договаривается, записывает контакты и тихо прощается: «Бог в помощь!» Так вышло, что иеромонах Силуан сейчас и руководитель, и прораб, и PR-менеджер. Но все-таки его основная задача — миссионерская.

— В Красном Холме священники часто менялись. Люди забыли, что такое истинное христианство. Зато, когда человек начинает ходить в храм, это такая радость для меня! Придя к вере, он становится добрее и терпимее.

— Как вы «миссионерствуете»?

— Выступаю в библиотеке, в техникуме, в ПТУ, в школах… Однажды меня приглашали на родительское собрание.

— И о чём вы там говорили?

— О милосердии. По результатам соц-опроса, среди ценностей старших школьников милосердие находится где-то в конце списка. Дети гонятся за материальные ценностями, забывая о добре и духовности. А ведь без этого нет ни полноценной жизни, ни любви, ни искренней веры.

Его слова столь естественны, что заставляют встрепенуться и поверить в чудо. «Вот если бы все доярки и комбайнеры пришли в храм, — мечтаю я. — Они стали бы добрее, терпимее… восстановили бы монастырь… а потом уже и колхозы…»

— Как вы здесь устроились? Комфортно?

— Слава Богу, да. Большую часть времени мы проводим в Слободе, рядом с монастырем. Здесь хорошо, только собак много.

 

ЭТО НЕ ПРОСТО ФИЛЬМ

— У меня совсем нет советских воспоминаний, — признаётся отец Силуан. — Полгода я работал пионервожатым. Но это всё. Учился на историка, потом работал менеджером в крупной компании… Я пришёл к вере постепенно, в 30 лет: сначала был послушником, а потом принял монашеский постриг.

— Когда это было?

— Я никогда не считал, сколько лет прошло… Хотя сам момент пострига прекрасно помню. Это было страшно: ты навсегда меняешь имя, жизнь и судьбу.

Он и сейчас отлично понимает, на что подписался:

— Нам будет трудно. Но тем дороже будет результат. И помощь Божью особенно ценишь в трудности.

— А вы эту помощь чувствуете?

— Конечно. Во время службы силы духовные прибывают. Ну, во всяком случае, не заканчиваются. И что кино у нас получилось, это тоже добрый знак.

— Для меня это был не просто фильм, — размышляет отец Силуан на обратном пути. Мы едем на синем «Москвиче» мимо руин Антониева монастыря. — Это было как написание иконы… или переписывание летописей… это было осмысление себя заново. Потому я и решился на переезд в Красный Холм.

Мне кажется, что в окна разрушенного храма заглядывает зимнее солнце и постепенно заполняет собой всё пространство вокруг.  

Любовь КУКУШКИНА

29 0
Лента новостей