Всякий, кто посещал старинную усадьбу Знаменское-Раёк под Торжком, несомненно, в полной мере сознавал всю степень безразличия государства к своему культурному наследию. Ансамбль усадьбы – это жемчужина творчества великого русского архитектора Николая Александровича Львова. В очередной раз обсудить проблему её сохранения за круглым столом, организованным национальным фондом «Возрождение русской усадьбы», собрались специалисты из Твери, Москвы и Торжка, художники, студенты Тверского госуниверситета и все, кто так или иначе имеет отношение к деятельности Львова
Таких круглых столов по усадьбе Знаменское-Раёк прошло уже несметное множество, но до сих пор они не имели ощутимого результата. Надежда на возрождение шедевра русской архитектуры появилась около шести лет назад, когда усадьба была передана в долгосрочную аренду группе компаний «Конкор». Последние четыре года арендаторы вкладывают нешуточные средства в реставрационные работы. Масштаб работ огромен, и продлятся они ещё как минимум ближайшие три, четыре года. Но, как говорится, дело того стоит – Знаменское-Раёк входит в число самых знаменитых усадеб России. Сегодня она вызывает большой интерес специалистов разного толка, людей творчества и просто интересующихся историей и культурой страны. Не упускает из виду судьбу культурного наследия и правительство, возглавляемое губернатором Андреем Шевелёвым.
УСАДЬБА ЗНАМЕНСКОЕ-РАЁК
Усадьба Знаменское-Раёк ведет свою историю с 1746 года, когда рядом со старой церковью Знамения в погосте Рай началось строительство каменного храма на средства генерал-аншефа, сенатора Ивана Федоровича Глебова. В 1787 году на высоком холме рядом со Знаменской церковью состоялась закладка новых каменных палат, владельцем которых стал уже его наследник – также генерал-аншеф и сенатор Федор Иванович Глебов. Архитектурный ансамбль усадьбы, выполненный в классическом стиле, как бы образует белокаменное ожерелье, где главный дом — кулон, а башни флигелей — ограненные бриллианты. Парадные ворота усадьбы — замок, а колоннада — цепочка. Это изящное ожерелье было преподнесено генералом любимой жене — Елизавете Петровне Стрешневой (последней представительнице старинного рода Стрешневых, к которому принадлежала царица Евдокия Лукьянова, супруга царя Михаила Романова). Архитектура усадьбы прекрасно была вписана в живописный английский пейзажный парк, который в свою очередь украшало множество малых архитектурных форм: павильонов, гротов, беседок. Большинство этих сооружений были безвозвратно утрачены в послевоенные годы.
По эскизам архитектора Николая Львова, автора проекта усадьбы, были созданы также изразцовые печи в доме, паркет, предметы интерьера и посуда. Размах усадьбы был рассчитан на приём императорских особ, которые останавливались здесь по пути из Москвы в Санкт-Петербург и обратно. 24 портрета русских царей и цариц в изящных лепных медальонах украшали парадную столовую и подчеркивали близость хозяев усадьбы Знаменское-Раёк к царствующей династии.
Как и другие усадьбы, Знаменское-Раёк пережил многое. После 1917 года здесь располагался дом отдыха, во время Великой Отечественной усадьба использовалась в качестве госпиталя, после — как заводской профилакторий. В 90-х годах прошлого века комплекс был заброшен абсолютно. И теперь, глядя на эти огромные, почти римские руины, ощущаешь грусть.
— На протяжении десятилетий, проезжая из Торжка в Тверь, я всегда заезжала в Раёк, — говорит заслуженный художник России Людмила Юга. — Делала какие-то наброски, рисунки и видела, как на глазах усадьба сначала увядала, затем стала разрушаться. В очередной приезд мы вошли и увидели там ведра, кисти – казалось, рабочие вышли на обед и сейчас вернутся. На самом деле просто закончилось финансирование, и оттуда все ушли. Позже мы узнали, что у усадьбы появился хозяин и работы, хоть и медленно, но ведутся.
Первоочередными в огромном реставрационном списке сегодня стоят колоннада и один из четырех флигелей. Не до конца выполнены даже аварийные работы фасада главного дома, въездных ворот, арки. Важным моментом является то, что восстановления требуют не только стены, но и внутреннее убранство, сохранившееся в главном доме. Интерьер, лепнина, роспись – все это требует чрезвычайно тонкого подхода. Следующим этапом станет парк — просторный, но заросший настолько, что речь идет уже об археологических работах, чтобы в точности восстановить аллеи, покрытие дорожек и, главное, малые архитектурные формы – грот, беседки, мостики.
Тем не менее усадьба оживает.
ПРОЕКТ «КУЛЬТУРНАЯ ЗАСТАВА»
Усадьбы – это уже традиционные места проведения различных поэтических чтений, литературных фестивалей. В Тверской области это мероприятия, активно поддерживаемые командой губернатора Шевелёва — ежегодный Пушкинский фестиваль в Берново, где останавливался Пушкин у своих друзей Вульфов, поэтический праздник в Бежецке, где провела часть своей жизни Анна Ахматова. Но если дом Гумилевых и усадьба Вульфов были готовы принять посетителей, то авторы проекта «Культурная застава» решили не дожидаться окончания реставрационных работ и вдохнуть новую жизнь в Знаменское-Раёк еще до наведения абсолютного блеска. Прошедшим летом здесь уже проводились различные образовательные и культурные мероприятия, в усадьбе располагался молодёжный русско-французский волонтёрский лагерь. Волонтёры участвуют в благоустройстве парковой территории, в воссоздании малых парковых форм и водной системы, обучаются навыкам строительно-реставрационных и исследовательских работ, знакомятся с обычаями русской усадебной культуры, вовлечены в другие события проекта. Этим же летом в усадьбе прошел «Знаменский» пленэр художников, в котором приняли участие представители различных молодёжных художественных объединений и школ и союзов художников из разных регионов.
О тенденции дальнейшего использования усадьбы за круглым столом говорил президент фонда «Возрождение русской усадьбы» Виссарион Алявдин:
— Направление, которое мы пропагандируем, – это комплексное использование, оно самое эффективное. Усадьбы всегда кормили себя сами, и сегодня также нужно искать источники существования. Тем более теперь, когда идёт процесс реставрации: средства на неё нужно зарабатывать, недостаточно рассчитывать только на помощь государства или поддержку частного владельца. Например, уже сегодня в одном из флигелей действуют несколько номеров небольшой гостиницы. Стоит это, конечно, недёшево, но тем не менее удовольствие пожить в тишине, внутри архитектурного памятника, в атмосфере старинной усадьбы пользуется спросом, и люди даже бронируют номера заранее.
Часть усадьбы будет использоваться в качестве исключительно музейного пространства – с воспроизведением быта, где будут рассказывать об истории, архитектуре вообще и деятельности Николая Львова в частности.
Но всё-таки основным амплуа усадьбы станет региональный культурно-образовательный центр. Это будет место проведения конференций, встреч – как деловых, так, безусловно, и культурных. Местоположение усадьбы очень благоприятствует этому – именно она может стать площадкой для демонстрации культурных достижений обеих столиц, межрегиональных выставок и фестивалей, способствовать развитию провинциальной культуры. Отработка новых образовательных методик в области менеджмента культурного наследия, реставрации исторических парковых и усадебных ансамблей даст возможность под руководством европейских и российских специалистов ежегодно получать дополнительное образование от 80 до 100 слушателям из различных регионов России.
В планы авторов проекта входят достаточно любопытные мероприятия, некоторые их них смогут посещать не только специалисты, но и любой желающий. Например, «Школа изящного садоводства», слушателями которой станут владельцы усадеб, частники-любители, представители департаментов озеленения. Они будут участвовать в разработке учебных проектов под руководством российских и голландских профессионалов в лучших традициях садово-паркового искусства. В рамках «Летней школы менеджеров наследия» предполагается проведение семинаров и практикумов по проблемам сохранения и возрождения усадебных памятников России и Европы. Вести семинары будут российские и европейские эксперты. Интересным обещает быть и проект «Усадебный театр», созданный для театральных коллективов, чей репертуар связан с усадебной культурой – для них в Знаменском-Райке будет организована площадка для представлений.
— Проект «Культурная застава», безусловно, оживит культурную и социальную жизнь не только Торжокского района, в котором расположена усадьба, но и всего Тверского региона, — говорит Виссарион Алявдин. — К деятельности культурного центра планируется привлечь в качестве сотрудников, организаторов и волонтеров до 100-150 жителей Торжка, Твери и других районов. А в качестве зрителей и участников мероприятий ожидается до 5-6 тысяч человек.
То, что усадьба Знаменское-Раёк не сгинула, как сотни других дворянских домов глубоко в провинции, – это её большая удача. Безусловно, выжить усадьбе помогло прежде всего её местоположение – на пути из Петербурга в Москву. Кроме того, это одна из «золотоносных жил» тверского туризма, к которому сегодня особенно обращено внимание губернатора Тверской области Андрея Шевелёва. Здесь собраны все условия для того, чтобы эта жемчужина архитектуры засияла вновь.
Ольга КОЛОСКОВА