Подавление контрреволюции

28.12.2011, 14:14

В Твери происходят странные события. Газета «Афанасий-биржа» сообщила об  увольнении директора Тверской областной филармонии Владимира Боярского. Правда, тут же ТИА опровергло эту информацию. Сам Боярский на больничном. Что происходит в сфере культуры? Добиться правды ни от кого журналистам не удаётся. Мы обратились за разъяснениями к человеку, посвящённому в тайны политики, – Геннадию Климову, главному редактору газеты «Караван+Я»

– Геннадий Андреевич, в публикации газеты «Афанасий-биржа» сказано, что коллектив филармонии направил письмо на имя губернатора Тверской области Андрея Шевелёва. Артисты пожаловались на неуважительное отношение со стороны директора и финансовые нарушения, якобы допускаемые руководством. До выяснения обстоятельств Боярский якобы отстранён. Так ли это?

– У Владимира Боярского возникли проблемы. Но причина их не только в жалобе коллектива. Это последствие того, что Боярский опубликовал авторскую статью в одном из журналов, в которой высказал свои мысли о ситуации в культуре Тверской области. Эта статья осталась бы незамеченной, но сегодня как никогда обострилась идеологическая борьба в связи с попыткой идеологических центров США дестабилизировать ситуацию в России. Эта борьба идёт особенно ожесточенно в сфере культуры. Жертвой этой борьбы может стать Владимир Ефимович.

В психологической войне против России западные идеологические центры используют наших деятелей культуры. Эту тактику разработал еще Антонио Грамши. Посмотрите, что творится в Москве. 140 тысяч выходят на улицы. И это не рабочие и инженеры – это  творческая интеллигенция и вся гламурная тусовка выползла из ночных клубов. Все мечтают попасть на 15 суток в изолятор, потом гордиться своим «революционным прошлым». Против «кровавого режима» выходят игрушечные «революционеры», но завтра разгонять этих «революционных куколок» приедут вполне конкретные рабочие парни из Нижнего Тагила. Приедут со вполне конкретной классовой ненавистью. Все это отработано во многих странах, в Сербии например. Там только сначала бомбили. Вспомните Украину, Киргизию. Грузию. То же происходит в арабском мире.

Что такое современная интеллигенция с точки зрения психоанализа? Это сословие, потерявшее связь с природой, с селом, выросшее в городской культуре, поэтому имеющее деформированное сознание. В России дело осложняется ещё тем, что интеллигенция в своей массе – атеисты. Недаром наряду с агитацией против Путина происходит атака на православие и традиционный ислам. Так разрушается ментальное ядро нации. Люди становятся как овцы, не помнят вчерашнего дня. Для них собственная рефлексия важнее реальности, собственной судьбы. У них возникает иллюзия, что их больше, чем всей России. Это делает их опасными в своих суицидальных намерениях. Как с этим бороться?  Добротное искусство и культура должны противостоять этим явлениям.

–  О чем же та статья Боярского?

– Он критикует все тверские театры. Обвиняет их в отсутствии «творческих экспериментов». В определённой степени Боярский прав. Творческие коллективы постоянно должны актуализироваться, быть интересными. Однако в основе любого искусства лежат вечные истины, нравственные постулаты.  Везде, а в искусстве особенно, происходит вечная борьба «белых» и «черных» ангелов. Одни тянут человеческие души в небо, другие в землю. Эта борьба ведется здесь и сейчас.

Я был недавно на спектакле в Тверском областном драматическом театре,  на спектакле с Дарьей Плавинской «Сердце не камень». Зал был полон, и в нём стояла такая тишина, что, казалось, люди боятся дышать, чтобы не рассеялся образ белого ангела, вдруг спустившегося с небес на Тверь в образе Дарьи Плавинской.

Классический театр – это сегодня большая редкость и большая ценность. Под «новыми формами» у нас обычно понимают голые «женские формы». Но голых задниц сегодня так много – и по ТВ, и в Интернете, – что старый русский театр уже кажется очень оригинальным. Другое дело, что сегодня вокруг изобилие информации, и искусство уже не может существовать без специальных продюсерских «примочек» – упаковки в информационно выигрышный бренд. Тверской драмтеатр и надо раскручивать как реликтовый классический театр. Это кто-то должен делать. И тянуть с этим нельзя, иначе к театру зритель потеряет интерес.

Самая важная задача для тверской культуры – преодолеть провинциализм. Это касается не только театра, но и всего остального. Например, музеев. В Тверской области потрясающий государственный музей. Я часами могу находиться в нём – там столько много всего интересного. Но то, что рассказывают экскурсоводы, неинтересно. Они как бы «опровинциаливают» содержимое экспозиций. Я даже снял несколько интернет-фильмов из тверских музеев. Они пользуются в мире популярностью. Но почему-то никакого интереса руководители музея не проявляют. Поэтому Боярский и прав и не прав.

– В статье была высказана критика в адрес областных чиновников, которые занимаются культурой. Насколько оправданны обвинения?

– По поводу обвинений Владимира Боярского я разговаривал с председателем областного комитета по культуре Еленой Шевченко. Она соглашается, что мы подошли к порогу, когда надо принципиально менять все подходы к управлению культурой. Для государства важно поддерживать те коллективы, которые проповедуют нравственные постулаты, пропагандируют позитивные цели. В этом суть государственной политики.

Есть проблемы и в госуправлении. За последние годы к власти «присосалось» множество людей аморальных, ленивых, глупых, «втерлись» они в ту же «Единую Россию». По сути, это враги нации, плесень, высасывающая все соки. Они и в государственной власти и в партии «Единая Россия» отбывают повинность перед «режимом», готовые всегда предать. Они всегда ненавидели и ненавидят Путина за то, что им приходится терпеть и прятать свою сущность. Именно они доводили и доводят государственное управление культурой (и не только культурой) до абсурда. Посмотрите, что показывают и что говорят на центральных каналах телевидения, между прочим, за государственный счет. Уши вянут. Путин на последние 4 года «ушел в тень», и тут же со всех щелей полезла либеральная паранойя как в экономике, так и в культуре. Необходимо новое пришествие Путина. Поэтому я согласен с Шевченко, что в регионе нужна новая культурная революция.

– Мне не очень понятна позиция Боярского. С одной стороны, он против проведения рок-фестиваля «Нашествие», с другой – восторгается сомнительными экспериментами Марата Гельмана?

– Владимир Ефимович может ошибаться, хотя он и признанный авторитет в музыке. Я сомневаюсь, что он был на фестивале «Нашествие» и на выставке в Речном вокзале Гельмана. На «Нашествие» в Тверскую область приезжает ежегодно несколько тысяч музыкантов и любителей русского рока. Это для региона очень серьёзное имиджевое мероприятие. Посетители «Нашествия» повзрослели. Теперь это состоятельные люди, которые решили «порелаксировать». Кто-то из них завтра вернётся с инвестициями или в качестве туриста. Это важно для маркетинга территории. К тому же на фестиваль приезжают действительно большие музыканты.

Другое дело Марат Гельман. Кто он? Это такой авантюрный человек, который раньше  подвизался на ниве политпиара. Сейчас ездит по провинциям, «разводит на деньги» доверчивых губернаторов. В Перми у него в Речном вокзале музей. Я там был. Плохенький музейчик с залом под крышей, где можно наркоманам уколоться и полежать на матах среди экранов,  на которых мелькают картинки, возникающие в пограничном сознании. Гельман уговорил губернатора Дмитрия Зеленена устроить то же в Твери. Было выделено из бюджета около 40 миллионов рублей. Слегка подремонтировали здание Речного вокзала да провели пару выставок и конференций. Гельман  «украл» несколько идей, которые подготовили тверские специалисты в качестве предложений для Зеленина: например, создание бренда Твери как «издательского рая», – и попытался на этом «попиариться». Мало что получилось, но, когда он провел первую выставку современного искусства, стало ясно, что этого человека надо гнать из Твери.

Я с ним встречался до открытия по просьбе Жанны Ляпуновой – пресс-секретаря Зеленина. Она передавала озабоченность своего шефа, что Гельман устроит провокацию против церкви. Как мог, я объяснил Гельману, что Речной вокзал находится на святом для православных месте Отроч монастыря. Того самого, где Малюта Скуратов убил Филиппа Московского. Здесь же был много лет в заточении Максим Грек, последний хранитель Александрийской библиотеки, собрания всех книг Древнего Египта и античного мира. Это святое место, поэтому здесь недопустимы провокации против церкви, которыми славится Гельман.

Сама выставка ничего собой не представляла. Её можно было назвать выставкой дизайна на тему мусора. Стены, отделанные бытовым отходами, мусорные ящики с выглядывающими из них лицами и все в этом духе. Забавно и не более того. В основных залах не было тверских деятелей культуры. Их загнали в бывший винный склад с заднего хода. И что же там, в рамках нашумевшего проекта «Верь в Тверь» было Гельманом отобрано и признано лучшим? Над входом была перевернутая табличка «Галерея 666». Если бы русский человек сделал у стены плача в Израиле то же, что бы с ним сделали  израильтяне? Мусор был везде. Главным экспонатом выступила большая фотография, на которой была изображена промежность с всунутым туда мячиком. Простите за натурализм, но это было главным достоянием тверской культуры, по мнению Гельмана. Потом выяснилось, что «моделью» была малолетняя студентка тверского художественного училища. Дальше всё в этом роде.

С точки зрения психоанализа, у организаторов этого «нечто» деформировано одно из полушарий головного мозга, что не даёт им возможность воспринимать мир в гармонии. Такое состояние опасно для них самих и окружающих. Государственная политика должна заключаться в том, чтобы такое «искусство» существовало в культурных резервациях, но никак не на площадях. И не в рамках государственной культурной политики. То, что происходит сегодня, – либеральное самоедство.

Что этого не понимает Владимир Боярский, для меня удивительно. Может, именно это стало причиной мыслей о его увольнении? Хотя для Владимира Боярского все же, думаю, обойдется. Он предан музыке и хороший организатор. Для всех этот эпизод  должен стать уроком: и для Боярского, и для Шевченко. Пора снять розовые очки. Нас атакуют враги, и они беспощадны. Областной администрации за Гельмана надо извиниться перед верующими, в Речном надо сделать музей тверского современного искусства, продолжить проект «Верь в Тверь», но без Гельмана. Его надо отправить назад на Гоа, там ему подходящее место. 

А вот для разработки культурной политики региона при соответствующем министерстве следует создать общественный совет. В этом я с Владимиром Боярским согласен. Сегодня линия обороны находится здесь, в сфере культуры. Сейчас в этой сфере происходит то же, что происходило 70 лет назад под Ржевом.

Записала Варвара МЕДВЕДЕВА

22 0
Лента новостей
Прокрутить вверх