Автомобили, превратившись в нашей стране из предмета роскоши в средство передвижения, создали всем нам немало проблем. И прежде всего в сфере экологии, способы защиты которой от выхлопных газов бензиновых двигателей сейчас разрабатываются во всём мире. К ним относятся и экологически «чистые» автомобили, работающие на метане.
За последние годы мировой парк автомобилей на природном газе увеличился в 12 раз: на нём работают 157 видов автомобилей заводского исполнения. В нашей стране это такие популярные марки, как ГАЗ, КамАЗ, автобусы ЛИАЗ. Казалось бы, мы вполне вписываемся в эту общемировую тенденцию, но цифры свидетельствуют об обратном. Россия, на которую приходится 40% добычи метана, занимает по его использованию в автомобильной промышленности только 26-е место в мире. Пропустив вперед такие страны, как Иран, с его богатейшими нефтяными месторождениями, Чехию, где к 2014 г. все чиновники пересядут на автомобили с метановым двигателем, и даже Малайзию, у которой этого газа нет вообще.
А как в этом плане обстоят дела в Твери? Об этом мы попросили рассказать председателя комиссии по промышленности Общественной палаты Тверской области Михаила Богданова.
— Хочу напомнить читателям «Каравана», что метановые двигатели экономичнее бензиновых почти в три раза. Не случайно многие тверские автовладельцы поспешили переделать двигатели своих машин на метан. В отличие от пропан-бутана, попутного газа, выделяемого при переработке нефти, метан — газ, добываемый из угольных пластов, не только дешевле, но и безопасней в эксплуатации. Выхлопы от таких двигателей минимальные, а значит, и воздействие на окружающую среду тоже. Не говоря уже об экономии топлива: не зря более 300 единиц тверских автомобилей работают на метане. Стремясь к экономии, на «метановые» двигатели перешел весь общественный транспорт Конаковского района, да и многие тверские «маршрутки» предпочитают сегодня работать именно на этом виде топлива. Но уже в ближайшее время в Твери может наступить газовый коллапс. Почему? Ответ на этот вопрос красноречиво иллюстрирует ситуация, которая сложилась с метановыми газозаправочными станциями на территории северо-западного региона России. Из 19 таких станций сейчас осталось только четыре, одна из них — в Твери. А произошло это потому, что новый собственник АГНКС, высокотехнологичных газовых компрессорных станций, корпорация «Газпромнефть», судя по всему, никак не заинтересована в развитии рынка газомоторного топлива. Теперь и единственная метановая заправка в Твери, где ежедневно заправлялись более 250 единиц автотранспорта, также может прекратить свое существование. Допустить такого развития событий ни в коем случае нельзя, потому что это ударит не только по карману автовладельцев, но и затронет интересы всех жителей Твери и Конаковского района. Это повлечёт за собой не только очередное удорожание проезда в общественном транспорте и на маршрутных такси. Впереди маячит ещё одна реальная угроза — подорожание хлеба, по нашим расчетам, на 4 рубля. Дело в том, что в нашем городе порядка двухсот машин с метановыми двигателями как раз и специализируются на доставках в магазины хлебобулочной продукции. А транспортные расходы, как известно, одна из составляющих механизма ценообразования любого продукта.
Мы уже поставили в известность о той критической ситуации, которая может сложиться после закрытия в Твери метановой АЗКС, ряд руководителей администрации Тверской области, и надеемся, что региональная власть примет все надлежащие меры к тому, чтобы этого не случилось.
Светлана АВДЕЕВА