ВРАЧИ И ПАЦИЕНТЫ СТАЛИ ЖЕРТВАМИ НОВЫХ БЮРОКРАТИЧЕСКИХ ПРАВИЛ
Тверская медицина в коллапсе. Вместо того чтобы лечить пациентов, врачи вынуждены по нескольку раз переделывать больничные листы.
КЛЕТОЧКА К КЛЕТОЧКЕ
С 1 июля 2011 года введены в обращение больничные листы нового образца.
Повод был самый благой. Новые бланки читаются компьютером, что при хорошем раскладе позволит перейти от бумажного к виртуальному документу. Прежние листы, заполнявшиеся вручную, никак не вписываются в новую систему технических требований. Особенно когда так много говорят о скором переходе на электронные медицинские карты.
Плюсы от нововведения, безусловно, есть. К примеру, новые больничные листы отличаются 5-ступенчатой степенью защиты, дабы снизить уровень их подделки и продажи. К тому же врачи наконец перестанут тратить драгоценное время на заполнение бумаг, чему несказанно обрадуются пациенты. Свершится ли всё задуманное, сказать трудно, а вот подвести предварительные итоги новшества вполне возможно.
Вопреки благоприятным прогнозам, пока что на деле всё с точностью до наоборот: писанины для медиков прибавилось, а новые правила оформления листов нетрудоспособности стали жёстче.
Врачи вынуждены заполнять больничные листы строго печатными заглавными буквами, которые мало того, что не должны заходить за пределы границ ячеек, но и не соприкасаться с ними. Освоить «науку» молодому специалисту не проблема. А вот медику с тридцатилетним стажем уже трудновато перестроиться.
Новшества коснулись даже письменных принадлежностей: оформить лист можно лишь чёрной гелевой, капиллярной или перьевой ручкой. В противном случае больничный считается недействительным.
Вспоминаю, как при мне врач более получаса заполняла бланк. Это «увлекательное» занятие сродни тому, как дети в первом классе старательно выводят каждую букву в прописи.
По идее, листы должны заполняться на компьютере. Фондом социального страхования РФ даже разработана специальная программа. Но вот беда: не все лечебные учреждения Твери оснащены необходимой техникой. Потому и приходится врачам оформлять листы по старинке — вручную. Кстати, выйти за пределы клеточки — это ещё полбеды. Точное название организации, в которой трудится пациент, — вот где новый камень преткновения. Данная строка оформляется со слов больного, а тот зачастую и не знает, где точно работает – в ООО, ОАО, ЗАО… Это одна из распространённых причин, согласно которой медикам приходится переоформлять больничные листы, да не по одному разу. Так, по итогам III квартала прошлого года по стране из 14 млн бланков, поступивших в медучреждения, было испорчено 1,4 млн, то есть 10%.
— Многие работодатели просто не знают всех нюансов заполнения больничных листков, — поясняет главный врач Тверской городской больницы №1 Марина Мирошкина. — Часто документы возвращаются необоснованно. Бывают случаи, когда нам, врачам, приходится звонить по месту работы пациента и просто доказывать, что бланк оформлен верно. Разве медицинские сотрудники должны этим заниматься?
Впрочем, если уж возникли сомнения в правильности оформления листка нетрудоспособности, работодатели всегда могут обратиться за разъяснениями в тверское отделение Фонда социального страхования.
В свою очередь, чтобы хоть как-то облегчить себе труд, многие лечебные заведения области на собственные средства закупают новую технику.
— Нам пришлось покупать специальные принтеры, так как прежние были не в состоянии напечатать больничный лист нового образца. Оснастить новой техникой пришлось и другие медицинские учреждения, относящиеся к нашей больнице, — продолжает Марина Евгеньевна.
Меж тем, согласно новой программе модернизации системы здравоохранения, в ближайшие годы все ЛУ будут полностью компьютеризированы. Что само по себе неплохо. Однако ждать у моря погоды, в то время как наступила зима и не за горами очередные эпидемии гриппа и ОРВИ, многие врачи просто не решаются. Потому и закупают аппаратуру своими силами.
ЗА БОЛЬНИЧНЫМ ПРИДЁТСЯ ПОБЕГАТЬ
Сказалось новшество и на пациентах. Проведённый небольшой опрос среди друзей и знакомых показал, что почти каждый второй испытывал трудности с оформлением злополучного бланка. К примеру, Елена, мама трёхлетнего малыша, вовсе осталась без больничного листа. Участковый педиатр отказалась его открыть на дому, объяснив, что за оформлением нужно идти в поликлинику. Причём в тот же день.
— У сына была высокая температура. Идти с ним в больницу, чтобы открыть лист нетрудоспособности, я просто не могла. Да и оставить его дома было не с кем. В итоге на неоплачиваемом больничном мы просидели без малого три недели. Хорошо, хоть дали справку, что я не прогуляла эти дни, а ухаживала за больным ребёнком, — рассказывает Елена.
И таких примеров масса. Медики объясняют это тем, что врачу, спешащему на десятки вызовов в день, трудно оформить больничный лист без ошибок. Гораздо проще открыть документ в поликлинике у специально обученного для этих целей специалиста. Что, безусловно, упрощает работу медицинского работника. Чего не скажешь о самих пациентах.
Кстати, нельзя не обратить внимание на тот факт, что закон не устанавливает какой-то определённый способ выписки больничного листа: в поликлинике или дома. Поэтому по-хорошему врачи должны учитывать интересы ребёнка.
Есть и другие ситуации. По новым правилам больничный выдаётся сроком на десять дней. Затем, если самочувствие не улучшилось, лист нетрудоспособности может быть продлён сроком до 30 дней (включая первые 10). По истечении этого срока решать, выписывать или нет больного, может лишь специальная врачебная комиссия.
Всё бы ничего, да вот только пациентам чуть ли не пару раз в неделю нужно приходить в больницу и доказывать свою нетрудоспособность — продлевать больничный лист. Бывает, что первая явка назначена врачом уже на третий день. А если самочувствие не позволяет даже подняться с кровати? А не придёшь — поставят нарушение режима. Что, в свою очередь, значительно снизит страховые выплаты.
Моей коллеге со сломанной рукой приходилось каждые пять дней ходить в поликлинику продлевать больничный лист. Это кажется несколько абсурдным. Если при ОРВИ можно наблюдать хоть какие-то признаки на выздоровление, то гипс, как ни крути, раньше положенного срока не снимут. А это в лучшем случае недели через три. Возникает вопрос: со сломанной ногой тоже необходимо постоянно отмечаться у лечащего врача? Оказывается, да.
Правда, как вариант — можно позвонить в поликлинику, объяснить ситуацию и вызвать врача на дом. Тот, в свою очередь, продлит больничный. Но, как мы знаем, с внедрением новых бланков это становится весьма проблематично. Да и в самих лечебных учреждениях ситуация не лучше. Если раньше нужно было выждать одну очередь к врачу, то теперь ещё нужно простоять в другой — для оформления листка нетрудоспособности.
По словам Марины Мирошкиной, подобные нововведения нужно тщательно прорабатывать. Сначала разработать программу, внедрить её в медицинские учреждения, оснастив их хотя бы мало-мальски нужной техникой, оповестить работодателей и пациентов обо всех нюансах грозящих перемен, и только после этого переходить на новые правила. Пока же мы видим обратную ситуацию.
Кстати, в конце прошлого года на одной из столичных пресс-конференций прозвучало заявление, что в связи с принятием поправок в законодательство об охране здоровья граждан достигнута договоренность между Фондом социального страхования и Министерством здравоохранения и социального развития. Речь зашла о том, что во II квартале 2012 года будут внесены некоторые изменения в законодательство, призванные упростить заполнение бланка листка нетрудоспособности. Однако врачей и пациентов, и без того измученных бесконечными поправками, это заявление несколько пугает. Как бы не стало ещё хуже.
Вера ПАКИНА