Понятие любви многогранно и безмерно глубоко. Согласно мифам, любовь появилась, когда боги и асуры добывали бессмертие.
ДОБЫЧА БЕССМЕРТИЯ
В самой середине земли возвышается гора Меру, пишут древние авторы. Там стоят дворцы богов. Боги, асуры, гандхарвы и наги посещают прекрасные рощи Меру, оглашаемые пением птиц. Там и на окрестных горах они предаются развлечениям.
Заметим попутно, что в индийской мифологии гора Меру соответствует греческому Олимпу. Многими исследователями древних эпосов доказано, что под сакральными местами подразумевалась Валдайская возвышенность на северо-западе России. Сегодня на этой территории между русскими городами Москвой и Санкт-Петербургом мало что напоминает о великом прошлом. Но в древние времена на горе Меру однажды собрались боги и предались размышлениям о преследующих их недугах и старости.
Итак, совет мудрецов мира, собравшись на Валдае, задумался: как бы стать бессмертными, как уберечь народ от надвигающихся с юга экзотических болезней. Наконец Всевышний сказал: «Ступайте вместе с асурами к океану и там все вместе его сбивайте, чтобы добыть амриту». Амрита – это не что иное как напиток бессмертия.
Боги Валдая заключили мир с асурами Урала, с которыми велась тысячелетняя война, и вместе с ними стали готовиться к пахтанию океана. Вместо верёвки они решили использовать царя змей Васуки, а мутовкой сделать гору Мандара. Мандара в мифической географии – это горная гряда на востоке от Меру. Отождествляется с Рифейскими (Рипейскими) горами. Сегодня это гряда Северные Увалы – водораздел южного и северного стока рек Восточной Европы. Она тянется от Валдая до Урала.
РОЖДЕНИЕ КУЛЬТА ЛЮБВИ
С горой Мандара и змеем Васуки боги и асуры пришли к Океану, чтобы добыть амриту. Они обернули змея Васуки, как верёвку, вокруг горы Мандары. Асуры ухватились за голову змея, а боги – за хвост и начали сбивать океан, и длилось то пахтание много сотен лет. Сначала воды океана превратились в молоко, потом молоко стало сбиваться в масло. Но амрита всё не появлялась.
Наконец, когда и асуры, и боги уже изнемогли, первым появился из вод океана ясный месяц. С тех пор культы луны (Мары) распространились по всему Среднему Поволжью и Подонью. Даже сегодня в Поволжье компактно распространён ислам, символом которого является полумесяц. Действительно, эта религия происходит от древних арийских культов церкви Мары, которые были распространены на Урале и в Поволжье. В более поздние века они были занесены на Ближний Восток и в африканский Египет. Там после откровений пророка Мухаммеда древние приобрели современные формы ислама. В христианстве влияние церквей Мары проявилось в образе Девы Марии. Это женская сущность ноосферы планеты Земля.
Асуры и боги меж тем продолжали вращать мутовку… Из океана вышла в прозрачном одеянии Лакшми и предстала перед изумлёнными богами и асурами. Это была богиня счастья, красоты и богатства. В поздней индуистской мифологии она выступает как жена Вишну и матерь Камы, бога любви. Лакшми, богиня счастья, и Сарасвати, богиня мудрости, были двумя соперничающими женами Брахмы.
Культ Лакшми в самой древности был распространён на реке Каме у народов, заселявших предгорья Урала. Это была своеобразная идеология матриархальных коммун, предшествующая созданию «Камасутры» – трактата о плотской любви. Недаром современные татарки, башкирки – наследницы Лакшми – считаются лучшими жёнами.
Богиня прильнула к груди Вишну, взглянула на возликовавших богов Валдая и отвратилась от асуров Урала, которые пришли от этого в негодование. Понятие любви позднее легло в основу солнечных культов валдайско-балтийского региона, которые были предтечей грядущего христианства. Но это уже была более сложная форма духовной любви.
Эволюция верований этого направления привела к возникновению ноосферных слоёв сознания, которые сформировали современную европейскую культуру. Она базируется на понятии любви к мужу или жене, ребёнку, человечеству, Вселенной.
Цивилизация во все времена представляет собой многослойную интегральную систему, когда в ней одновременно существуют группы людей, находящихся на разных ноосферных уровнях. Есть люди, которые уже дождались мессию, – в их коде сознания зашито понятие вселенской любви. Их жизненная стратегия построена на принципе «если тебя ударили по щеке – подставь другую». Социологи говорят, что это конкурентная стратегия поведения в обществе: «самый добрый» всегда является самым успешным.
Есть в мире люди, которые ещё только ждут мессию. Их жизненная стратегия – зуб за зуб, око за око. По первой стратегии живут потомки богов, а по второй – потомки асуров. Нельзя сказать, кто из них лучше или хуже, как нельзя сказать, кто лучше – мужчина или женщина.
Потомки богов и асуров образуют необходимое многообразие современной цивилизации и всё многообразие современной культуры. Более того, современные люди в течение жизни могут перескакивать с уровня на уровень, в зависимости от жизненных реалий становясь то богами, то асурами.
РОЖДЕННЫЕ ИЗ ВЛАГИ
…А затем из океана вышли юные красавицы апсары – «рождённые из влаги»; их не приняли ни боги, ни асуры, но их взяли к себе гандхарвы, которых на Руси именовали варягами. Прекрасные апсары стали их жёнами; они были танцовщицами небесного царства Валдая и пленяли взоры богов и смертных своей красотой. Так возникли «люди воды», или, как их еще называют, «люди моря», – социальные группы варягов, передвигающихся по всему миру на судах по рекам и морям. В истории мира они не единожды играли решающую роль, создавая периферийные миры.
Апсары, или, по-русски, ольги («рожденные из влаги»), – в мифологии первоначально женские духи вод и источников, подобные греческим нимфам или русалкам славянского фольклора. «Люди воды» образовали современный западный мир.
В «Ваю-пуране» говорится о двух родах апсар – «мирских» (лаукика) и «божественных» (дайвика); к последним относятся знаменитые апсары, посылаемые богами для соблазнения святых подвижников. В русском варианте все женщины делятся на невест, предназначенных для рождения детей, вест – подруг варягов и мудрецов – и авест, которые уединялись на севере с волхвами. Так мир усложнялся, так рождались цивилизации, и так в мир пришла Любовь.
Геннадий КЛИМОВ