Существует ли ответственность покупателей за порчу товара или оборудования в магазине?
Пётр Кузнецов, г. Ржев
Юрий Савченко, заместитель генерального директора ООО «Ритм-2000», д.ю.н.:
— Многие потребители считают, что пока они не взяли в руки чек, то есть не стали собственниками товара, ответственность за повреждение или гибель этого товара они не несут. Но Гражданский кодекс РФ содержит статью 1064 «Общие основания ответственности за причинение вреда». Она гласит:
«1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.
2. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинён не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда».
Таким образом, если в магазине рядом с вами под собственной тяжестью падает витрина с товаром, к вам действительно претензий быть не может: это продавец должен был задуматься, насколько соответствует его торговое оборудование нагрузкам. Но, если беда случилась из-за того, что на витрину навалились вы, — ситуация кардинально меняется. Торговое предприятие вправе потребовать у гражданина возмещения ущерба на месте, а если тот не согласен — добиться своего через суд. Покупателю, оценивая степень своей вины в порче товара, нужно понять, какие у него помимо собственных ощущений имеются доказательства его невиновности.
На практике наши магазины часто идут навстречу покупателям, сохраняя дружелюбные отношения. Зачем качать права перед бабушкой, разбившей нечаянно банку майонеза? Покупатели платят тогда, когда согласны, что порча произошла исключительно по их вине. Вам не стоит пытаться, угрожая разбирательством, гордо покинуть место происшествия. Если сотрудники магазина попробуют вас задержать, то будут правы. У контролёров торгового зала будет такой аргумент против ваших возражений: вы уронили товар намеренно, то есть совершили посягательство на собственность. Другое дело, что они могут останавливать вас только аккуратно и уважительно.
В любом случае давайте привыкать разрешать спорные ситуации цивилизованным путём в правовом поле.
ЕСЛИ У ВАС ВОЗНИКЛИ ВОПРОСЫ К АДМИНИСТРАЦИИ ТОРГОВОЙ СЕТИ «ТВЕРСКОЙ КУПЕЦ» И «ТЕЛЕЖКА», ЗВОНИТЕ ПО ТЕЛЕФОНУ 34-77-02 (с 10.00 до 16.00, кроме выходных).
МЫ ОТВЕТИМ НА ВСЕ ИНТЕРЕСУЮЩИЕ ВАС ВОПРОСЫ.
Реклама