История Руси хранит множество удивительных тайн, обрядов и обычаев. В древние времена даже самые простые вещи имели особое значение. Вот, казалось бы, обычный пояс. Уж в нём-то что особенного и интересного? А ведь мало кто знает, что пояс считался чуть ли не главным оберегом от людского сглаза, злых духов. Сегодня мы старательно забываем традиции наших предков. Но остались ещё мастера и умельцы, которые по крупицам собирают утраченные знания.
ПОЯС СПАСАЛ ОТ ЛЕШЕГО
В этом году на областной выставке-конкурсе «Головной убор и тканый пояс как элементы народного костюма» было представлено гораздо меньше работ, чем в прошлый раз. Но, по мнению жюри, они взяли качеством. Лучших мастеров награждали
20 января в Музейно-выставочном центре им. Л. Чайкиной. Там же расположилась и сама экспозиция. В конкурсе принимали участие специалисты и мастера, изучающие русский костюм в студиях, творческих объединениях, мастерских, домах ремёсел и учреждениях культуры Тверской области. И вот что удивительно – в основе многих работ лежит точное воспроизведение, копирование подлинников как головных уборов, так и тканых поясов. Образы восстанавливались с миру по нитке: по экспонатам фонда музейно-выставочного центра, частным коллекциям, бывало, одни старинную картину принесут, другие — запылившийся сундучок с чердака бабушкиного дома.
— В последнее время к творчеству подключается всё больше молодёжи, — рассказывает художник-дизайнер по костюму, член жюри выставки-конкурса Клавдия Смирнова. – Меня не может не радовать, что юноши и девушки стали интересоваться народным костюмом. Особенно много тех, кто занимается довольно сложным плетением поясов.
Кстати о поясах. К ним наши предки относились особенно трепетно. На Руси вообще не ходили без них. Он служил своего рода оберегом. Крестьяне считали, что, если окажешься в лесу без пояса, обязательно леший собьёт с пути. Подойдёшь без пояса к воде — жди водяного.
Мастер-класс по плетению поясов показал председатель жюри Владимир Ситников.
ВЫСТАВКА ИМЕЛА УСПЕХ
А помните старинные русские сказки, где пояс спасает убегающих юношей и девушек от Бабы-яги? Ведь стоило бросить кушак впереди себя, как тот становился широкой и глубокой рекой. Да и превращённого в медведя доброго молодца определяли лишь по тканому пояску. Единственное, когда можно было показаться без него, – это во время святочных гаданий или же на летний, любимый в народе праздник Ивана Купалы.
В старину мастерство ткать пояса переходило из поколения в поколение. Мамы и бабушки с семилетнего возраста обучали девочек этому ремеслу, а с десяти лет ими плелись пояса уже для приданого.
В Тверской области одними из самых красивых считались золототканые пояса торжокской работы. А вот самыми узкими славился Осташковский уезд. Их ширина не превышала 1,5 см. Состояли они из незамысловатых геометрических мотивов — ромбов, крестиков, шашечек, чёрточек, выполненных в два цвета. Концы поясков украшали кистями или бахромой, иногда с металлическими подвесками. Подобные пояса изготавливались для свадебных подарков. На итоговой выставке представлены образцы, изготовленные в разных техниках: тканье на дощечках, на бёрдышке, на ниту и других.
— Когда я увлеклась изучением поясов, меня мало кто понимал и поддерживал. Почему-то многие считали, что данная тема не особо интересная, а потому не заслуживает всеобщего внимания, – вспоминает искусствовед, член жюри конкурса Галина Маковская. – Несмотря на осуждения, на одной из выставок русского народного костюма, мы всё-таки включили пояса в экспозицию. На удивление выставка имела колоссальный успех. К нам приезжали хореографы, изучающие русский народный танец, руководители хора им. Пятницкого и многие другие. С тех пор пояс стал несменным атрибутом конкурса, который проходит в рамках ежегодной областной выставки художественных ремёсел «Венок талантов».
КОКОШНИК СМЕНИЛИ НА ПОВОЙНИК
Не менее интересен и национальный головной убор. На мастер-классе заведующая сектором декоративно-прикладного и художественного творчества ТОНДТ Надежда Баринова поведала об особенностях повойника и сборника – женских головных уборов, распространённых на территории Тверской губернии.
– Конечно, самым ценным считался кокошник, однако это было удовольствие не из самых дешёвых. Бывало, на всю деревню найдётся лишь пара кокошников, которые брали друг у друга по случаю торжества или свадебного обряда, — рассказывает Надежда Баринова. — Потому в XIX веке головные уборы были заменены на недорогие и красивые повойники и сборники.
Кстати, повойники были известны ещё в XIII-XIV веках. Это так называемый головной убор замужних женщин: мягкая узорчатая шапочка, полностью прикрывающая волосы. Известно, что замужней женщине нельзя было выставлять напоказ одно из своих главных украшений – волосы. Потому заплетённые в две косы волосы убирали наверх и покрывали повойником или другим головным убором – сборником. Сверху ещё дополнительно повязывался платок. Так что увидеть простоволосой женщину мог лишь супруг. Даже выходя к членам семьи, особенно на глаза свёкра и свекрови, она должна была быть в повойнике. Только во второй половине ХIХ века его стали использовать как самостоятельный головной убор.
— Изучать русский народный головной убор ещё сложнее, чем тканый пояс. Это работа трудоёмкая, требующая огромного желания и терпения, — сказала Галина Маковская.
Те образцы, что сохранились или были реконструированы, как правило, принадлежат знатным дамам. А вот как выглядели многие головные уборы обычных крестьянок, приходится воссоздавать буквально по фрагментам.
— Наши предки были гениальными людьми, — добавила напоследок Клавдия Смирнова. Когда изучаешь крой и тогдашние технологии в построении народного костюма, просто диву даёшься. И как только у них получались подобные шедевры.
ПОБЕДИТЕЛИ
В различных номинациях и степенях лауреатами стали Людмила Дарий (фольклорный ансамбль «Ладушки»), Владислава Дубинина (фольклорный ансамбль «Ладушки»), Елена Козлова (филиал ГАСК в Твери), Евгений Соловьёв (филиал ГАСК в Твери), Павел Баринов (фольклорный ансамбль «Ладушки»), Надежда Баринова и многие другие. За высокохудожественное оформление декоративного украшения современного костюма дипломами наградили мастеров из Удомли и Твери.
Вера ПАКИНА