СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО – ЭТО ВЫСШЕЕ ДОСТИЖЕНИЕ НАУКИ ИЛИ НОВЫЙ ЭТАП МОРАЛЬНОГО РАЗЛОЖЕНИЯ ОБЩЕСТВА?
В конце 2011 года в России узаконили суррогатное материнство. Процесс, когда женщина вынашивает генетически чуждого ей ребенка, — явление, безусловно, прорывное и в той же степени спорное. Вокруг суррогатного материнства, как и вокруг процедуры ЭКО (которую теперь предлагают и в Тверском перинатальном центре), не утихают дебаты. Мы узнали, что думают по этому поводу тверитяне
Отец Роман Манилов, священник храма Покрова Божьей Матери, куратор православного консультационного центра «Свеча материнства»:
— Церковь резко против суррогатного материнства. Эта идея очень уязвима в нравственном отношении. Как зачинается ребенок? Кто на самом деле является его матерью? Сразу возникает целый ряд вопросов. Вот у Филиппа Киркорова родилась «суррогатная» дочь, и это дурной пример для всей страны.
Если у семьи нет детей, это тоже промысел Божий. Вокруг так много обездоленных детей, которых можно сделать счастливыми! Можно стать родителем, усыновив ребенка из детдома. А если человек любыми путями хочет «получить» детей, похожих на него, это проявление эгоизма.
Суррогатное материнство – это один из этапов разрушения семьи. Сюда же входит и гражданский брак, и ЭКО, и мода современных женщин рожать «для себя». Суррогатное материнство – это профанация материнства. Это шаг к моральному разложению человека, когда всё вокруг, и даже рождение ребенка, превращается в объект купли-продажи.
Люди не понимают, что конец света – это не землетрясение или потоп. Конец света наступит, когда подорвутся все нравственные устои. Вот скоро появится клонирование и закон, регулирующий эти вещи. Наука развивается бешеными темпами и скоро сможет обеспечить суррогат чего угодно. Тогда семья человеку будет вообще не нужна. Если брать частные случаи, суррогатное материнство – это хорошо, одинокие люди смогут иметь детей. Но если смотреть более широко — это катастрофа.
Каринэ Конюхова, главный врач Центра специализированных видов медицинской помощи имени В.П. Аваева:
— Суррогатное материнство – это один из вариантов для бездетной семьи иметь ребенка.
Сегодня бесплодных пар становится всё больше. И наука развивается для того, чтобы им помогать. Конечно, идеальный вариант – это когда роды проходят естественным путем. Но не у всех есть такая возможность.
Много говорится о том, что процедура ЭКО и суррогатное материнство не благословляется церковью. Но по этой логике, если Богу это не угодно, чтобы ты имел детей, не надо брать и ребенка из приюта.
Наука даёт людям возможность стать родителями. Этим надо пользоваться.
Алла Тулубьева, руководитель инициативной группы многодетных матерей при благотворительном фонде «Мама»:
— Я считаю, что суррогатное материнство сильно повлияет на дальнейшую жизнь ребёнка.
Если мать – это просто корзинка для вынашивания плода, то малышу ещё там, в утробе, не будет хватать материнского тепла. Конечно, это если исходить из положения, что человек не просто физическое тело, а нечто большее. Так вот, при суррогатной беременности этого «большего» как раз не будет дано.
К тому же нормальная женщина не сможет отдать чужим людям малыша, которого девять месяцев носила под сердцем. Мать связана с ребенком незримыми энергетическими нитями. Именно она закладывает в него психологическую основу на всю оставшуюся жизнь. Возможно, ребёнок, рождённый от суррогатной матери, сам не может испытывать родительских чувств. Все-таки дети должны появляться на свет в атмосфере любви и семьи. Хотя, если другого выхода нет, этот вариант можно использовать.
Вадим Руфф, врач-терапевт из Кашина, отец шестерых детей:
— Как врач и многодетный отец, я против закона о суррогатном материнстве. Я считаю, что в 90% случаев обращение к суррогатной матери – это прихоти богатых женщин, которые не хотят родами портить свою фигуру. Про оставшиеся 10% я не говорю: им действительно нужна помощь.
Как гражданин, я осознаю, что принятие этого закона назрело. Нужно было урегулировать все спорные вопросы, которые возникают в данном случае. Например, если женщина идёт на этот шаг ради денег, но после родов в ней просыпаются материнские чувства и она не хочет отдавать ребенка. Что тогда делать людям, которые уже заплатили баснословные деньги?
Своей жене я бы ни за какие деньги не разрешил стать суррогатной матерью. Я лучше по ночам буду вагоны разгружать, чем ей идти на такое. Видеть, как развивается малыш, как он толкается, пережить роды – и вдруг отдать его? Нет, я не согласен.
Олег Радков, акушер-гинеколог, доцент кафедры акушерства и гинекологии ТГМА:
— Технология суррогатного материнства – это огромное достижение медицинской и биологической науки и практики, причем все компоненты процедур, связанных с получением яйцеклеток, оплодотворением, консервацией, переносом в полость матки суррогатной матери эмбрионов и дальнейшее вынашивание ребенка постоянно совершенствуются. Частота успешных беременностей увеличивается год от года. Для части нашей цивилизации технологии суррогатного материнства являются, вероятно, последним шансом иметь детей с собственными для конкретной супружеской пары наследственными признаками. Кроме того, суррогатное материнство дает шанс одиноким женщинам, для которых роды невозможны по состоянию здоровья.
Большинство процедур суррогатного материнства и ЭКО основано на одинаковых технологиях и принципах. Это касается непосредственно подготовки и забора донорских яйцеклеток. Однако суррогатная мать не может быть донором яйцеклетки (по закону), а в случае процедур ЭКО чаще удается использовать собственные яйцеклетки женщины.
Опасность суррогатного материнства определяется в первую очередь фактом вынашивания беременности как таковым, мало отличающимся от естественного процесса. Однако, с другой стороны, суррогатные матери – это женщины, находящиеся в благоприятном детородном возрасте (от двадцати до тридцати пяти лет), имеющие не менее одного здорового собственного ребенка, а также удовлетворительное состояние здоровья.
Принятие закона о суррогатном материнстве – это хорошее дело, если учесть также, что они входят в обновленный свод положений «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Любовь КУКУШКИНА