СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА ИЗ ТВЕРСКОЙ ГЛУБИНКИ ДОРОСЛА ДО ЕВРОПЕЙСКОГО УРОВНЯ
Сельской школе Конаковского района помогло правительство Голландии. Сложно поверить? Но это действительно так, это не громкие слова, написанные ради сенсации. Ещё полтора года назад в Мокшинской средней школе был реализован уникальнейший проект по превращению тверской глубинки в «кусочек Европы»
В то, что, казалось бы, обычная сельская школа может стать участником российско-голландского проекта, местным педагогам верилось с трудом. Но при содействии администрации Конаковского района и ряда других влиятельных лиц голландские технологии дошли до Мокшинской средней школы.
ГРАНТ В ПОМОЩЬ
Выигранный грант правительства Голландии по созданию энергоэффективного учреждения бюджетной сферы коренным образом изменил жизнь сельской школы.
Сегодня здесь все окна заменены на двухкамерные стеклопакеты, реконструирована система отопления. Теперь в подвальном помещении расположен тепловой пункт, который позволит поддерживать в здании необходимую температуру. Датчики выведены на крышу, микроклимат в помещениях регулируется в зависимости от наружной температуры. Электропроводка, водоснабжение, канализация, вентиляция также приведены в порядок. Предусмотрена каждая мелочь, вплоть до того, что даже лампы в кабинетах светят холодноватым светом на уроках (специально чтобы не терять сосредоточенности) и теплым на переменах, чтобы расслабиться.
Размер иностранных капиталовложений – порядка миллиона евро.
– Участниками проекта мы стали в 2009 году. К тому, что его удастся воплотить в реальность, поначалу, честно говоря, относились скептически. Но голландцы – народ щепетильный и ответственный. Разработав всю необходимую документацию, они уже весной 2010 года приступили к работам, а в сентябре 2010 года сдали объект в эксплуатацию, – вспоминает директор Мокшинской средней школы Татьяна Авдякова. – Эксперимент, рассчитанный на сокращение энергозатрат нашего учреждения до 40 процентов, себя постепенно оправдывает. За потребление тепла мы уже платим действительно меньше.
ПО СТОПАМ БРИТАНИИ
В настоящее время Мокшинская школа ведёт переговоры по установлению связей с Павловской гимназией. Эта столичная школа – одна из лучших в России. Корифеи образования по-другому называют её русским Итоном (старинная и престижная частная школа Англии, где уже сотни лет воспитывается английская элита).
Павловская гимназия – пример того, как нужно решать задачи, которые эпоха миллениума ставит перед образованием. Здесь воспитывают человека, свободно чувствующего себя в современном мире и при этом патриотичного. Сильный физически, здоровый, культурный и, самое главное, способный к созиданию – в этой гимназии требования к ученикам высоки. И никакие деньги родителей не позволят школьникам лениться. Жёсткая дисциплина, свойственная британскому образованию, и американская педагогика поощрения в совокупности дают отличный результат.
Приблизиться вплотную к традициям элитной подмосковной школы пытаются и в Мокшино.
Сельская школа с вековой историей уже на пороге новой жизни. Она готова сделать рывок в образование будущего и стать первой в Тверской области, осмелившейся принять участие в этом социальном эксперименте.
Всем необходимым для этого она обладает. Глобальные коммуникационные проблемы решены, новые информационные технологии внедрены, стремление быть лучшими у местных учителей есть, как есть у них и огромный багаж знаний и опыта.
— Мы стараемся, чтобы наш уровень не очень отличался от городского, – продолжает директор. – И у нас действительно достойное образование. Наши выпускники без особых проблем поступают в вузы Твери и Москвы.
УЧИТЕЛЬ ИЛИ МЕНЕДЖЕР?
В школе обустроен не только быт. Внеучебная жизнь учреждения не менее насыщенна.
Неодарённых детей здесь нет, у каждого свой талант – считают в школе. Потому работа художественно-эстетической и спортивной направленности тут никогда не затихает. Для учеников младших классов создана даже специальная организация «Радуга». Свой план работы, свои учебные и внешкольные занятия, отряды – всё это сродни Стране Пионерии в советские годы.
— Пытались мы вводить и профильное обучение по информатике и иностранному языку. Правда, не все эту нагрузку осиливают. Всё-таки это требует изменения режима работы, – подмечает Татьяна Авдякова.
— Ваша школа за три года пережила настоящую эпоху возрождения. И всё же: какие-либо трудности ещё остались?
— На достигнутом никогда нельзя останавливаться. Да, школа до ремонта и после ремонта – просто небо и земля. Но хоть инфраструктурные проблемы у нас и решены, много чего ещё предстоит сделать в плане косметического ремонта. Из мира нематериальных вещей на повестке дня всегда стоит расширение связей, совершенствование системы образования, тесная работа с учениками и их родителями.
— Перспективы развития вашего учреждения?
— Сейчас у нас обучаются 253 человека в старших классах и 43 в младших. Думаю, будем увеличиваться: к нам уже сейчас приезжают из близлежащих поселений. Кроме того, продолжим внедрять новые образовательные программы. Кстати, те стандарты, что в этом году для российского начального образования стали обязательными, мы опробовали достаточно давно. Уже пятый год подряд мы учим по ним наших детей.
— Сельские школы в большинстве своём переживают нынче нелучшие времена. Нехватка учителей, учеников, денег… Кем же при сегодняшних обстоятельствах в первую очередь должен быть директор: менеджером или всё-таки учителем?
— Современные тенденции неистово диктуют одно: от учительства директору нужно постепенно уходить. Чтобы его учреждение развивалось, ему нужно быть менеджером, приобретать знания юриста, экономиста. Будущее школьного директорства – администрирование.
— В чём секрет эффективного управления?
— Образованность, нежелание стоять на месте, стремление учиться, умение выстраивать гибкие взаимоотношения с коллегами и разного рода управленцами, а также знания администратора — эти качества сегодня, пожалуй, имеют большее значение, чем человеческий фактор.
* * *
Вот такая она, сельская школа будущего. Она стирает грани между городом и деревней и растит человека нового поколения – способного к созиданию, а не только к потреблению. И, конечно же, открывает перед сельскими детьми возможности, которым впору могут позавидовать их столичные сверстники.
Екатерина НОВАКОВСКАЯ