Год российской истории у нас в Твери начался с печального события – скончался наш известнейший краевед Борис Николаевич Ротермель. На его счету много заслуг перед родным краем. Он доносил до нас историческую правду, благодаря которой к нам сегодня возвращаются наше самосознание, дух, традиции
Эту потерю сложно переоценить. Печалит ещё и другое. К сожалению, такие люди уходят, на их место никого нет. Молодёжи, как правило, не интересно знать, что было вчера, их больше заботит сегодня.
Неужели наука истории, краеведения умрёт с последним представителем этого, подчас неблагодарного, но столь необходимого дела? А ведь в том числе именно благодаря тверским краеведам Россия узнала о Ржевской битве, которая по своей масштабности и человеческим потерям сопоставима со Сталинградской битвой. Не без их помощи князь Михаил Тверской занял заслуженное место в российской истории. Примеров можно приводить ещё много.
Состоится ли без прошлого наше будущее? Свою точку зрения высказывают два разных человека, которых объединяет одно увлечение, – историк Геннадий Климов и краевед Борис Ершов.
«ИЛИ СТАНЬТЕ ТВЕРСКИМИ, ИЛИ УХОДИТЕ»
Геннадий Климов:
– Прежде всего я хочу выразить свои соболезнования родным и близким Бориса Николаевича Ротермеля. Это действительно был выдающийся человек. Он до последнего вздоха продолжал работать, и умер за компьютером. Люди, занимающиеся историей, живут долго, сохраняя светлый разум и хорошую память. И не случайно. Вопрос глубины исторической памяти связан с конкурентоспособностью личности.
Современная молодежь все меньше хочет изучать наше прошлое. И это рано или поздно выйдет им боком. Сознание человека слегка напоминает многослойную интегральную схему. Наше подсознание сформировано из памяти и опыта предыдущих поколений. Если человек умный, многогранный, глубокий, у него это подсознание работает, что позволяет принимать верные стратегические решения. То есть он становится именно конкурентоспособным, а человек, живущий настоящим, варится в собственном соку.
Мы уже видим расслоение общества на успешных и неуспешных. Из этого складывается успешность или неуспешность целой нации, государства. К сожалению, мы видим, что Россия часто в этом плане проигрывает. Во многом потому, что мы еще остаемся Иванами, не помнящими родства.
Мы не только не помним, что было тысячу лет назад, в отличие, допустим, от итальянцев, мы не помним, что было в 1993 году, что в 80-х. Отсюда и то шараханье, которое мы наблюдаем сегодня.
Краеведение – это история своей местности, территории, то начальное, с чего, собственно, и начинается большое – изучение истории мира. В Тверской области были обнаружены находки, принадлежащие и бронзовому, и каменному векам, здесь жили люди в самой глубокой древности, были народы со своей культурой и бытом. Разумеется, краеведы занимаются более, если так можно выразиться, близкой культурой. Но именно благодаря им к нам возвращается историческая память.
Тверское княжество было создано Александром Невским. Он женился в нашем городе Торопце, благодаря этой свадьбе город получил величайшую святыню – икону Корсунской Божьей Матери. Торопец – важный центр древнейшей цивилизации кривичей, мира Крышеня, получившей свое развитие еще в бронзовый век, в период почитания на Руси Велеса (Вола). Отсюда название реки Волги, возвышенности Валдай.
Тверь – пограничная местность между миром кривичей (западных людей) и миром вятичей (восточными племенами древнейших славян венетов). Не случайно во времена Михаила Тверского случилась борьба за лидерство между двумя городами – Тверью и Москвой. Это был не просто выбор между двумя городами, а выбор исторического пути.
То, что сегодня мы наблюдаем очевидное духовное возрождение Твери, означает, что мы становимся вновь более европейскими. Тверь – это мужское, а Москва – женское начало Руси.
Отношение между нашими некогда конкурирующими городами должны строиться как отношения в семье между мужчиной и женщиной. У них должны быть равные права, основанные на взаимном уважении, но мужчина все же должен хоть немного, но доминировать. Недаром из Тверской области происходят родители Владимира Путина.
Понятно, что Москва такая большая и важная, но и сегодня духовный центр Руси в Твери. Это надо изучать в историческом и геополитическом контексте, потому что это очень важно.
Когда после крушения Советского Союза у тверского региона появился первый губернатор Владимир Платов, ему, как человеку, что называется, от сохи, удалось поймать эти импульсы. Не понимая в управлении, к тому же обладая большими человеческими недостатками и вредными привычками, он все-таки умел руководить территорией. Потому что знал дух этой земли, хорошо разбирался в людях, которых подбирал в свою команду, опирался, можно сказать, на тверскую «самость».
Пришел Дмитрий Зеленин – весьма талантливый человек, управленец, уже доказавший свою бизнес-состоятельность. И тем не менее первые семь лет его губернаторства в плане региональной политики были полностью провальными. Когда же он наконец понял, в чем была его ошибка, было уже поздно, его сняли с должности.
Сейчас у нас новый губернатор Андрей Шевелёв. Ну, если его советник Ян Раджабов понятия не имеет, кто такой Михаил Тверской, то сложно представить, что он может насоветовать своему начальнику. В результате мы сегодня наблюдаем разгром тверской культуры. Кончится это печально, поверьте, отнюдь не для Тверской губернии с ее тысячелетней историей. А вот нашему губернатору стоит призадуматься. Прошло чуть более полугода, а его антирейтинг – минус 51 процент (голосование по отношению к деятельности Андрея Шевелёва открыто на интернет-портале www.etver.ru).
Я знаю Андрея Шевелёва лично. Он искренний, порядочный человек, национально ориентированный, Герой России. Но где-то он еще не понял тверской «самости». Тверь – это не Рязань. Тверь – это не Москва. Тверь – это Тверь. Это город рыцарей: Александра Невского, Михаила Тверского, их сыновей и последователей. Михаил Ярославич (к сведению Яна Рамазановича) добровольно пошел на смерть не ради своих шкурных интересов, а ради общества, города, Руси. Именно он начал процесс объединения Руси. Именно он двигал колесо истории в сторону прогресса, вечевых свобод. Он принес себя в жертву ради спасения горожан.
Я недавно вернулся из Италии. В Венеции в Средние века жили нобили, чей долг был именно в служении своему городу. Если нобиля подозревали в предательстве города, по решению Совета десяти очень скоро можно было оказаться повешенным на центральной площади на столбе вниз головой. Если бы такие нравы сохранились до сих пор, то у нас сейчас все центральные улицы были бы завешены нашими депутатами и чиновниками: слева – от партии «Единая Россия», справа – от КПРФ, ЛДПР и пр. Но тогда бы наша жизнь точно наладилась.
Планировать будущее можно, только если ты знаешь прошлое. Вырабатывается системное мышление. Недаром же из Тверской губернии вышли глобальные ученые, делающие ноосферные открытия. Например, Дмитрий Менделеев, создавший периодическую таблицу элементов, долго жил в Удомле, а историк Лев Гумилев, создавший теорию этногенеза, – в Бежецке. Тверская земля как-то непропорционально своему экономическому потенциалу влияет на исследования в космосе. Создатель первой крылатой ракеты Анатолий Савин – из Осташкова. Юрий Семёнов и Севир Богданов (взявший в Соединённых Штатах имя Поль Лоренс) – создатели космических челноков. Семенов – главный конструктор советского «Бурана», а Богданов – конструктор американского «Шаттла». Оба учились в школе №1 города Торопца Тверской области. Скажете, случайно?
Наша нынешняя власть должна понимать, что здесь, на этой территории, либо надо стать тверским, либо уезжать отсюда. Когда Андрей Шевелёв захочет стать тверским, тогда начнет расти его рейтинг и многое начнёт получаться.
Я очень надеюсь, что начнут появляться новые россияне и молодёжь не забросит это дело – изучение истории своего края. Такие люди начинают понимать мир в его целостности. Они действительно становятся успешнее своих сверстников. История, как и религия, – важнейший атрибут психического здоровья человека и общества в целом.
Борис Ершов:
– Да, увы, наши тверские краеведы уходят, но я не стал бы так уж фатально воспринимать вопрос о последователях. Безусловно, сегодня поток тверского самосознания (как и любого другого) размывается Интернетом, телевидением. Мы все больше приближаемся к космополитизму.
Есть такое понятие «национальный генетический код», которое включает в себя и патриотизм, и любовь к Родине. Из этого понятия формируется местечковое тверское самосознание. Нужно, чтобы каждый чувствовал свою сопричастность тому, что происходит вокруг.
Наши тверские краеведы, историки, археологи, архивисты сделали многое, чтобы укрепить это самосознание. Ведь, вспомните, когда город назывался Калинином, понятие «калининцы» вообще не закреплялось никак. А «Мы – тверские» стали говорить с гордостью. И такое же самосознание должно быть у каждого города тверского, любого другого региона. Что для этого сделать?
Прежде всего, через школы, библиотеки, посредством телевидения (хотя бы местного) доносить информацию до молодёжи. Но сегодня, согласитесь, в образовательной системе есть очень большой пробел в изучении краеведения. Может быть, те, кто составляет учебники, боятся развить таким образом местечковый шовинизм. Но этого не произойдет, если к делу подойти правильно и корректно.
Например, в философии есть термин «единство многообразия». История России, многонациональной, много конфессиональной страны, – доказательство того, что мы как раз и едины в своем многообразии. Но при этом, повторюсь, человек должен гордиться тем местом, где он родился, будь то Москва, Тверь или посёлок Лесное Тверской области.
Хотя кажется, что наша молодёжь не проявляет никакого интереса к истории, поверьте, краеведение живо и будет жить. Тяга к истории, к своим корням была у людей во все времена. Вопросы: «Кто я?», Откуда?», «Для чего я здесь?» – будут интересовать человека всегда. И это придёт само. История, как и религия, неуничтожима.
Марина ГАВРИШЕНКО