Cбитые ориентиры

14.02.2012, 15:41

Основная проблема сегодняшней России – проблема нравственности. Прошедшие 20 лет настолько сбили ориентиры в этой сфере, что выросло целое поколение, у которого нравственное чувство практически атрофировано. Нет его — и всё тут. Жизненные критерии определяются деньгами, именно они заменяют многим нашим соотечественникам и честь, и славу, и любовь. И даже веру

Мы довольно много анализировали на страницах «Каравана» феномен «младокоммунистов». Под «раскрученным брендом» по партийным спискам в органы власти разных уровней попадают ныне молодые люди, отродясь нигде не работавшие и смекнувшие, что на политике можно делать деньги – пользуясь доверчивостью избирателей.

О «младоединороссах» не писал только ленивый. История, как молодой человек Илья Холодов на праймериз перед минувшими думскими выборами вдруг обогнал по популярности политика федерального уровня Владимира Васильева (путём подвоза на праймериз автобусов с участниками движения «Наши»), вообще достойна войти в учебники по социальной психологии.

А после раздела Тверской епархии на три части остро встал вопрос с «младоправославными». Вопрос этот для меня, как для человека воцерковленного, довольно болезненный. Так получилось, что о многих бедах и болезнях нашей Тверской епархии я узнала слишком давно, в начале своего пути в Церковь. И приняла твердое решение: быть подальше от епархиальных интриг и даже приходскими интригами не интересоваться. «Во многом знании много печали», как говорится в Екклезиасте.

Церковь, в отличие от политики, ведёт Сам Господь. И «врата ада не одолеют ее». Но она живёт в обществе, и грехи, которые существуют вокруг, не могут не затронуть пастырей. Говорят же, что если за мирянином ходит один бес, то за священником – десять. Православные таинства не перестают быть таинствами, если их совершает недостойный священник. Но «горе тому, через кого приходят в мир соблазны».

У Русской Православной Церкви сейчас очень сложное положение. Морально оправдывая и одобряя власть, она как бы берёт на себя ответственность за поступки этой власти – при этом дивиденды от власти, может быть, получает лишь самая верхушка Церкви. А может быть, не получает никто. Вот на прошлой неделе патриарх Кирилл на встрече Путина с духовными лидерами позволил себе одобрительно высказаться о проводимой Путиным политике – и всю неделю его «полоскали» в Интернете. Речь патриарха сравнивали с «достойным молчанием» присутствовавшего на этой же встрече старообрядческого митрополита Корнилия. Может быть, и правда, достойное молчание в нынешней ситуации является лучшим выходом.

Но иногда проблемы выплёскиваются на поверхность. И получается, что молчать о них невозможно: ведь молчание в таком случае – знак согласия. Уже несколько дней на нашем портале www.etver.ru в разделе «конференция» кипит полемика под кодовым названием «ООО «Тверская митрополия». Сотни комментариев от людей, явно близких к Церкви, показывают, насколько болезненную проблему затронул автор одноименного поста, подписавшийся как «дьякон Петр из области». Вот содержание его поста с небольшими купюрами (намеренно убираю все имена, ибо не ручаюсь за точность информации).

— Очередной скандал в Тверской епархии, который пытаются замять силой и угрозами. В новой митрополии грядут страшные времена. Митрополит и секретарь епархии фактически отстранены от управления. Благочинные не имеют права голоса. Несмотря на прямой запрет патриарха повышать взносы с храмов – они повышены в 10 и более раз!!!! 20-30 тысяч в месяц! Разве простой храм потянет такие налоги на епархию… Простой деревенский поп пешком ходит, а они на мерседесах. Опозорена кафедра теологии Тверского госуниверситета… Православные тверской земли! Помогите! Просят простые сельские священники, из руин восстановившие храмы Божии! Не дайте нам стать очередными жертвами рейдеров от церкви. Помогите сохранить епархию, приходы, кафедру! Не дайте превратить Церковь в ООО «Тверская митрополия».

На волне «призыва в Церковь» начала 90-х многие уже состоявшиеся на тот момент люди бросили свою мирскую жизнь, работу, бизнес и стали священниками. Они пришли в Церковь с уже полученным образованием, жизненными устоями. Долгие годы эти батюшки восстанавливают свои храмы, привлекают спонсоров, собирают прихожан. И при этом они совершенно бесправны.

Вот отец Сергий Дмитриев рукоположился в священники, будучи заместителем председателя (а на том момент – фактически председателем) Тверской городской думы. Я помню, как после рукоположения он буквально сиял от счастья, и все депутаты по-хорошему ему завидовали: надо же, вырвался, теперь он может «жить не по лжи». Но в начале января этого года я узнала, что храм св. Серафима Саровского на Соминке, который отец Сергий, по сути, дважды построил (его пришлось полностью восстанавливать после двух пожаров) – уже не имеет к этому священнику никакого отношения. Взяли и забрали детище, в которое вложено десять лет жизни, сил, здоровья…

А перед этим была история с отцом Георгием Белодуровым, популярнейшим тверским священником-блогером, чей «живой журнал» имеет большое миссионерское значение. По какому-то нелепому навету ему пытались… запретить вести блог.

Сегодня тверское духовенство молчит. Тем, кто пришёл в Церковь лет в 35, уже под 60. Им не под силу быть сосланными восстанавливать какую-нибудь историческую руину в село, куда Макар телят не гонял. И лишь конференция е-Твери, где можно излить душу, оставаясь анонимным, даёт новым «крепостным попам» возможность высказаться.

Грустно от этого.

22 0
Лента новостей
Прокрутить вверх