ОТЕЦ СЕРГИЙ ДМИТРИЕВ РАССКАЗАЛ КОРРЕСПОНДЕНТУ «КАРАВАНА» О СВОИХ ПРИКЛЮЧЕНИЯХ ЗА ГРАНИЦЕЙ
Отдыхать за границей нынче неспокойно. После того как излюбленные россиянами места отдыха (в Египте и Тунисе) оказались недоступными из-за политической ситуации, многие обратили свои взоры в сторону других стран. Всё большую популярность среди россиян завоёвывает и так называемый «религиозный туризм», в котором можно совместить приятное с полезным – и телом отдохнуть, и душой напитаться
Священник тверской епархии Сергий Дмитриев знает о таких поездках не понаслышке – часть прошлого года отец Сергий провёл в паломнических поездках за границей: на Святой Земле, в Европе, Грузии. А перед самым новым 2011 годом успел побывать в составе делегации Русской православной церкви ещё и в Турции, на родине святителя Николая Чудотворца.
О своём заграничном опыте настоятель прихода блаженной Ксении Петербуржской рассказывает с большим удовольствием, припоминая кучу всяких забавных историй, случившихся с ним на чужбине. Но прежде нашего с ним разговора он счёл нужным пояснить, что религиозный туризм и паломничество – не одно и то же.
— Религиозный туризм – это когда люди едут к святым местам, чтобы отдохнуть, получить какие-то новые знания, впечатления, — объясняет отец Сергий. – А паломничество имеет в своей основе духовную цель. В паломнической группе желательно, чтобы был священник, который эту группу будет окормлять. Для совершения паломнической поездки обязательно нужно быть внутренне подготовленным. Многие думают, что если они побывают в святом месте, то автоматически получат исцеление, очищение от грехов или то, что они попросят. Нет, нужно ещё до поездки максимально настроить свою душу: очистить через исповедь, укрепить в таинстве причастия, чтобы суметь ощутить и принять ту благодать, которая исходит от святыни, не отвлекаясь на всякие туристические уловки, которыми изобилует любой туризм (особенно зарубежный). К тому же православные традиции России могут не всегда совпадать с традициями других стран (и на этом тоже часто люди заостряют ненужное внимание). В Палестине, например, местные православные женщины не покрывают головы платками – чтобы отличаться от мусульманок.
В паломничестве, говорит отец Сергий, обязательно нужно быть готовым ещё и к испытаниям духовного характера — к искушениям. В Турции, куда священник ездил на православный праздник «зимнего Николы» (19 декабря) с ним вышла история: он потерялся в Стамбуле.
— По таким приключениям можно снимать продолжение «Бриллиантовой руки», — смеётся батюшка. – В Стамбуле есть интересный храм святого Стефана, который турки разрешили построить болгарам. Болгары возвели его из железа. В этом храме я замешкался и отстал от группы – они уехали без меня. Хорошо, я знал, где располагается Вселенская патриархия, и сориентировался — в какую сторону идти. Иду, не зная языка, без денег и мобильного телефона (они остались в куртке в автобусе) в своём священническом облачении, с крестом на груди. А Турция – по конституции светское государство, несмотря на то, что 95% её жителей – мусульмане, и у них вообще нельзя открыто ходить в религиозной одежде. Все так странно на меня смотрят, а я, естественно, об этом запрете ничего не знаю, иду себе спокойно – как ещё не арестовали! На улице почти на каждом шагу встречаются чистильщики обуви с профессиональным «оборудованием» (это одна из национальных «изюминок»). Вижу, у одного такого, который закончил трудовой день и уходит, падает щётка, а он не замечает. Я как человек православный, отзывчивый на ломаном английском говорю ему об этом. Он из чувства благодарности тоже на ломаном английском предлагает мне бесплатно почистить ботинки: «Презент, презент!» В такой ситуации легче согласиться, чем объяснять ему, что я отстал от группы. Он обувь чистит и причитает о своей горькой доле: мол, приехал из Анталии, где сейчас не сезон, четверо детей, заработка нет. Я понимаю, что это он у меня так деньги выманивает. Спрашиваю: «Сколько?» Он: «Пять долларов». Я говорю: «Ну, молодец — хорош «презент». Лезу в карман рясы, нахожу там один доллар, даю ему: «На тебе за «презент». С ними, восточными людьми, обязательно нужно торговаться — это как развлечение такое. В итоге все остались довольны. А я нашёл свою группу – они как раз обедали, и понял, что ничего не потерял (ну разве что доллар), но многое приобрёл, увидев жизнь города не как турист, и справился с посланным мне испытанием. Да и ботинки блестели довольно долго.
Но бывают и более серьезные ситуации для вразумления. Например, когда мы были в Иерусалиме, одна женщина благодаря тому, что потерялась в храме Гроба Господня (знаменитом Воскресенском соборе), от переживаний буквально духовно преобразилась и избавилась от греха своеволия. В таких поездках ничего не бывает случайно.
— Не могу не спросить: батюшка, а у Стены Плача в Иерусалиме вы были?
— Люди часто об этом спрашивают, особенно нецерковные. А я отвечаю: лично я ездил на Святую Землю, чтобы радоваться, а не чтобы плакать: здесь Христос воскрес! Кстати, у меня в Израиле есть знакомый, так он мне рассказал, что современную традицию – оставлять записочки в святых местах (в том числе засовывая в Стену Плача) – привезли из России. Это у нас любят везде секретные записки оставлять. А у них там такого сроду не было!
— О поведении наших туристов за рубежом ходит много разговоров, в основном неприятного свойства. Каковы ваши личные наблюдения?
— Обычно в паломнических поездках люди знают за чем едут, но среди туристов встречаются такие, у которых одна цель — «поглазеть» на святыню и «отметиться». Из Шарм-эль-Шейха и с курортов Мертвого моря в Иерусалим и Вифлеем приезжают наши соотечественники и порой ведут себя в святых местах просто безобразно. Попала одна такая парочка в храм Рождества Христова в Вифлееме. Там пещера, где родился Христос, и каменные ясли, в которые Дева Мария положила Сына. Так этот наш соотечественник безо всяких церемоний забрался в ясли, принял позу и кричит своей подруге: «Сфотографируй меня!» Я ему: «Что ты делаешь? У тебя после такого ноги отнимутся!» А ему нестрашно – он духовный инвалид (хотя и крещеный), у которого полностью атрофирован отдел мозга, отвечающий за приличие. Нормальный человек, даже если сам неверующий, с уважением относится к чувствам других людей. Бескультурья среди наших соотечественников, к сожалению, хватает с избытком.
— В этом году тоже собираетесь паломничать, батюшка?
— Священник – человек подневольный, он не может просто взять, оставить свой приход и куда-то уехать. Но если обстоятельства сложатся благоприятно и владыка даст благословение, то, конечно, поеду. Вот в конце марта очередная поездка на Святую Землю намечается. Мы специально подгадали время поста, чтобы испытать себя, несмотря на скопление туристов. Наши прихожане уже вовсю копят деньги на поездку, и, несмотря на то, что для путешественников постоянно придумываются разные финансовые уловки, число желающих поехать только растёт!
Алёна ВОЛКОВА