Легенда тверского телевидения

21.02.2012, 13:27

Александр Сергеевич Кокарев – личность довольно известная не только в Твери. Практически в каждом городе бывшего Советского Союза у него есть добрые знакомые, почитающие за честь водить дружбу с ним. Однако судьба сложилась так, что основной вехой в его жизни и творчестве стала тверская земля, несмотря на то, что сам он родом из Кемерова

10 февраля мэтру тверской журналистики исполнилось 60 лет. Очень удачно к юбилею пришёлся выход его первой книжки «Командировка в Россию (репортёрские заметки)», презентация которой состоялась 15 февраля в библиотеке им. Горького в рамках Недели тверской книги. Книга Александра Кокарева, основанная на реальных событиях, имевших место в его пёстрой биографии, вызвала такой неподдельный интерес со стороны читающей публики нашего города, что её в один миг смели, как горячие пирожки. Точно так же и мы разинув рты слушали в своё время увлекательные рассказы из уст Александра Сергеевича, будучи студентами отделения журналистики. Совсем скоро на кафедре журналистики и новейшей литературы филологического факультета ТвГУ во многом благодаря стараниям Александра Кокарева откроется собственное телевидение!

— Александр Сергеевич, с удивлением узнала, что вы родились в Кемерово – была уверена, что вы родом с тверской земли, настолько вы её любите, что нашло отражение и в вашей первой книге. Расскажите о том, как вы попали в Тверь?

— Это очень интересно получилось. Вся моя жизнь связана с телевидением. На кемеровское телевидение я попал случайно: после окончания школы увидел объявление о том, что требуется ассистент оператора, и решил попробовать. Меня взяли в помощники режиссёра, сказав, что это мне подходит куда больше. Я и сам всегда ощущал в себе интерес к режиссуре. Чтобы получить образование, я поступил в Кемеровский институт культуры на режиссёра театра, потому что на режиссёров телевидения тогда не учили. Но работать хотелось именно на телевидении. Поработав и в Перми, и в Хабаровске, я прошёл годичные курсы переквалификации на режиссёра телевидения в Санкт-Петербурге, когда мне было уже за 30 и за плечами была аспирантура. Мне давно хотелось снять свою программу, и в Останкино, где я был главным редактором литературно-драматических программ, в качестве сценариста, журналиста и режиссёра я сделал несколько выпусков. Но так как в то время было трудно с пропиской, мне на выбор предложили поработать либо во Владимире, либо в Твери, где вот-вот должно было открыться своё телевидение. Мне понравилось, как меня приняли в Твери (во Владимире сразу стали спрашивать, член ли я партии, искали какой-то подвох – я был единственным беспартийным режиссёром, в партии никогда не состоял), и я решил остаться здесь. В Тверь приехал 9 января 1989 года, а 28 февраля мы открыли первое областное телевидение (сейчас ГТРК «Тверь»). Я работал за пультом и вёл передачу — помню, как говорил: «Здравствуйте, в эфире Калинин. Да-да, вы не ослышались, это действительно Калинин». В Твери я проработал год, вопрос с пропиской решили, жильё мне предложили, но как раз в то время в Останкино стали происходить какие-то дрязги, связанные с разделом Первого канала, и я решил остаться в Твери. Думал, что «отсижусь» здесь, а получилось так, что остался навсегда. Теперь, когда путешествую, меня всегда тянет в Тверь, будто это моя малая родина, а вовсе не Кемерово.

— В книге «Командировка в Россию (репортёрские заметки)» есть глава «Русская Америка». Я знаю, что вы были в Нью-Йорке. Расскажите, какой опыт вы оттуда вынесли?

— О поездке в Нью-Йорк я как раз и рассказываю в этой главе. Мало кто знает, что уроженец Торопца, святитель Тихон (Белавин), в конце XIX века был епископом Алеутским. Он основал в Нью-Йорке Никольскую церковь — такой уголок России в Нью-Йорке. Мы полетели туда на 100-летие церкви – поездку организовал тверской меценат Валерий Гусев. В Америке очень популярна такая форма благотворительности, как балы. В честь 100-летия Никольской церкви православные жители Нью-Йорка устроили благотворительный бал, в котором приняла участие и тверская делегация из шести человек. Побывав на «Русском балу» в Нью-Йорке, нам очень захотелось привить такую же традицию и на тверской земле. Мы провели два благотворительных бала: первый — в пользу студентов из малоимущих семей, второй – в пользу строительства храма Михаила Тверского. Но, к сожалению, традиция не прижилась: её никто не подхватил, а жаль — таким нехитрым способом можно совершить немало добрых дел.

— Как же вы оказались на кафедре журналистики?

— Когда мне предложили преподавать у студентов-журналистов, на телевидении я уже не работал. На телерадиокомпаниях стали преобладать информационные программы, а мне это неинтересно. Я люблю делать очерки, циклы передач – вот мой формат. (Книга «Командировка в Россию (репортёрские заметки)», кстати, тоже состоит из путевых очерков.) Когда меня позвали преподавать, я редактировал православную газету «Тверской собор». Я раньше уже преподавал в Кемерово, Петербурге, Хабаровске, но только режиссуру, а не журналистику. Учить журналистике – это непростая задача. Возник вопрос: как это делать? Поскольку я телевизионщик, решил, что необходима собственная телевизионная студия – такие есть во многих городах на факультетах журналистики. Я поехал на телевидение, поговорил со старыми знакомыми, они отдали на факультет списанную аппаратуру. У нас есть старый видеомагнитофон, благодаря которому в 1989 году вышел первый эфир. Он до сих пор работает, но мы им не пользуемся — просто стоит как раритет. Мы закупили современную цифровую технику, набираем штат сотрудников нашего «Универ-ТВ», которые одновременно будут и работать, и обучать студентов. Поиском сотрудников занимаюсь я, как директор будущего телевидения. Планируется, что снимать будем не только об университете, но и о жизни города вообще. В том же Владимире, чтобы получить зачёт, студент II курса должен снять 12 сюжетов! Думаю, мы откроем нашу студию уже в следующем учебном году.

— Александр Сергеевич, не могу не спросить вас как заслуженного работника культуры РФ, как вы оцениваете культурную жизнь нашего города? Как вы считаете, что ждёт, например, тверскую филармонию с уходом Владимира Боярского?

— Я считаю Владимира Ефимовича большим профессионалом, но думаю, что с его уходом филармония, конечно, не закроется – она просто получит новый виток в своём развитии, и туда всё так же будут приходить слушатели. Как телевизионщик я знаю, что каждая программа живёт не более трёх лет, потом она исчерпывает себя и приходится её менять. Так происходит в любом виде искусства. Приходят новые люди — появляются новые формы, и ничего в этом страшного нет. Скорее, наоборот: ведь и мы, люди, не вечны: на наше место всегда придёт новая смена.

— Вы поработали в разных жанрах: снимали передачи, редактировали газету, написали книгу. Что оказалось самым сложным?

— Сложнее всего оказалось выпустить книгу. Я даже и не думал, что это так сложно. Я не беру сейчас во внимание издательские сложности, я говорю о самом процессе написания. Когда снимаешь сюжет или редактируешь газету, есть люди, которые тебя в случае чего подстрахуют. С книгой ты остаёшься «один на один», и вся ответственность лежит только на тебе. Трудно не бросить дело на полпути — нужна большая сила воли.

— Тем не менее я знаю, что вы уже работаете над своей второй книгой. О чём она?

— Она будет несколько иного жанра, нежели «Командировка». Первая книга практически полностью основана на реальных событиях, вторая будет более художественной, с изрядной долей вымысла. Говорить о чём-либо пока рано, посмотрим, как публика воспримет мою первую книгу. Я подарил её на факультете всем преподавателям, а самому суровому и непримиримому критику нашего города Александру Бойникову даже оставил дарственную надпись: «Терзайте!» Так что если не растерзают, есть шанс, что я напишу и выпущу ещё одну книгу (улыбается). 

Алёна ВОЛКОВА

151 0
Лента новостей
Прокрутить вверх