Власть церкви или церковь власти?

21.02.2012, 13:36

Накануне выборов один из самых вероятных претендентов на пост президента РФ – Владимир Путин – встретился с лидерами религиозных конфессий. Он призвал низко поклониться иерархам Русской Православной Церкви, заявив, что государство в долгу перед церковью. На встрече были затронуты проблемы взаимоотношений государства и церкви. Одним из приглашённых был митрополит Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий, имевший в заключение встречи беседу с глазу на глаз с премьер-министром

Эта встреча вызвала массу откликов и бурную реакцию интернет-сообщества. Отклики были не всегда положительные, потому что многим показалось, что религиозные лидеры с пиететом отнеслись к встрече с премьером: так много было сказано ими лестных слов в адрес кандидата в президенты. Наверное, единственный человек на этой встрече – руководитель РПСЦ – всё время сидел молча (и это вызывало некоторое недоумение), в конце встречи он подошёл и что-то сказал Путину один на один.

О чём говорил глава старообрядческой церкви с Владимиром Путиным и какова роль религии в современном обществе, беседуют главный редактор газеты «Караван+Я», политолог Геннадий Климов и редактор информационного отдела РПСЦ Глеб Чистяков.

 

ЧТО СКАЗАЛ МИТРОПОЛИТ?

Геннадий Климов: Итак, что же произошло между Путиным и вашим митрополитом? И второй вопрос, как ты оцениваешь религиозную ситуацию, сложившуюся в настоящее время в нашем обществе?

Глеб Чистяков: Это первая встреча в таком формате, когда лично Владимир Путин пригласил представителей всех основных конфессий. Почему нельзя было этого сделать раньше? Думаю, можно было бы, и не только перед выборами. Думаю, такие встречи могут происходить хотя бы раз в год. Я считаю, что, если власть действительно заинтересована в каком-то духовном оздоровлении ситуации в стране, она должна не только перед выборами встречаться с религиозными деятелями, а на регулярной основе, и не только с лидерами конфессий, а с какими-то известными фигурами богословских кругов, представителями мирян.

Что касается самой встречи, почему молчал митрополит Корнилий? Во-первых, митрополит пришёл послушать, а что скажет власть, какие предложения выскажет Путин о религиозной, духовной ситуации в нашей стране. Я думаю, не всегда полезно присоединяться к общему хвалебному хору, а надо просто послушать то, о чём говорят высшие лица. Тем более что они часто не требуют никакого особого чинопочитания в свой адрес, а просто хотят донести до религиозных и иных деятелей своё мнение. Я не знаю точно, о чём говорили Владимир Путин и митрополит наедине, а говорили они довольно долго. Знаю только одно, что митрополит Корнилий пригласил приехать Владимира Путина в центр старообрядчества – на Рогожскую в Москве. Потому что премьер-министр и нынешний президент Дмитрий Медведев побывали во всех конфессиях, а одна из наших старейших конфессий – старообрядчество – осталась в стороне.

 

РУССКАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Геннадий Климов: Я хотел бы объяснить, что такое РПСЦ. Русская православная старообрядческая церковь – та церковь, которая была в России изначально. Она была расколота во времена патриарха Никона. Это небольшая Церковь, в ней трудно состоять современному человеку, вовлечённому в нынешний динамичный темп жизни. Ему трудно перенести то количество молитв и постов, установленное в церкви. Но есть люди, которые посвящают себя этому, и это их осознанный выбор. И то, что руководители нашего государства не замечали Старообрядческую церковь до сих пор, неправильно. В настоящее время установился негласный мир между руководителями РПЦ и РПСЦ, некоторые называют старообрядческую церковь идеологическим центром православия, который следит за чистотой веры. Потому что это истинная русская православная церковь.

Глеб Чистяков: С другой стороны, хочу сказать, что наряду с традициями, сложными обрядами со сложной всевозможной символикой в старообрядчестве есть вещи парадоксальные, которые не согласуются с нашими сегодняшними представлениями. Мы привыкли относиться к русским как к народу, почитающему только царя. Не важно кого, Рюриковичей, Романовых, Ленина, Сталина, Брежнева, Ельцина, Путина. Русский народ привык к авторитарному руководителю.

А вот в старообрядчестве, как ни странно, веками склоняются к демократической традиции, которая идёт не только из древнехристианских времён, но и является частью российской истории. Псков, Великий Новгород и масса других городов в древние времена имели вечевую демократию. И традиции этой вечевой демократии до сих пор сохраняются в старообрядческой церкви. В старообрядчестве епископы избираются не узким кругом на Синоде, а общесоборным голосованием. Ежегодно собираются освященные соборы, которые можно сравнить с собранием народных депутатов. Практически от каждой общины церкви выдвигается по два делегата: священник и мирянин. Поэтому все прослойки гражданского общества присутствуют на этих соборах. Там выбираются епископы и ставятся разные вопросы. Казалось бы, старообрядцы – такая замкнутая конфессия, и вдруг в ней существует такой демократический способ управления.

Геннадий Климов: Мы живём во многих иллюзиях, в том числе есть иллюзии искусственно нам навязанные, что русский народ склонен, чтобы им управлял деспот. На самом деле это противоестественно для русского человека, если взглянуть в глубину истории. Я изучаю все религии и пытаюсь найти в них общее. Если взять буддизм, там чётко написано, как была устроена общественная машина во времена потопа. Ной с его ковчегом – это образ, а на самом деле был какой-то остров, который остался во время затопления Евразии. Судя по всему, по описанию буддистских книг, первый центр спасения был в верховьях Волги, второй – в верховьях Енисея, на месте современного Красноярска. Индо-европейская цивилизация пошла с Валдайского центра.

Во время потопа там сформировалось общество на основе «варов». Там не было высшего руководителя, были мудрецы, священники. Местные цари не принимали никаких важных решений, не посоветовавшись с сословием мудрецов. Причём сами воины со временем уходили в леса и становились старцами. И эта традиция сохранялась до русских князей. Некоторые князья в старости уходили в монастыри. Была прописанная система отношений, когда человек был сначала шудром, потом становился работником, потом князем, потом становился мудрецом. То есть демократические основы заложены в нашем ментальном коде. Мало того, эта ситуация периодически повторяется на Руси.

В 2009 году здесь, под Тверью, в Савватьево, обнаружили мощи святого Савватия. Имя этого человека связано с религиозным спором, который произошёл в Византии о Фаворском свете. Может ли человек увидеть Фаворский свет на земле? Увидеть Бога? Пришли к решению, что может. Но что под этим понимается? Наверное, не просто свет. Это человек приходит в такое состояние, когда он начинает ощущать Бога вокруг, ощущать биосферную систему и себя в ней. Это состояние достигается определёнными молитвами. Старцы уходили в пещеры и там достигали этого состояния. И становились нестяжателями.

Глеб Чистяков: Первое условие – освободиться от всех мирских помышлений, забот, чтобы молитва могла как-то воздействовать.

Геннадий Климов: Уже в XV веке «заволжские старцы» расселились до самого океана. Потом началась борьба стяжателей с нестяжателями.

Глеб Чистяков: И в XV веке, и позже церковь никогда не оставалась вне жизни страны; и епископы, и иноки, и монахи свободно говорили в лицо правду царям.

Геннадий Климов: «Заволжские старцы» были совестью нации, они писали письма царю, и царь вынужден был их слушать.

Глеб Чистяков: Монашество прирастало работой. Пётр I стал разорять монастыри, потом это дело продолжила Екатерина, и монахи стали одной из социальных групп общества. В древности же у них был особый статус, который позволял им в лицо Ивану Грозному бросить обвинение, любому князю сказать, обличить его или дать какой-нибудь совет. К сожалению, позже это ушло, и сейчас духовных авторитетов у нас как таковых нет.

 

НРАВСТВЕННОСТЬ ВО СПАСЕНИЕ

Геннадий Климов: В обществе исчезает мораль и нравственность. Путин говорит про судебную реформу. Мы знаем, как работают наши суды. Всё решается в кабинете федерального инспектора, где садятся прокурор, главный судья, начальник ФСБ и милиции во главе с губернатором, и, как губернатор скажет, так и осудят. И систему эту нельзя изменить. Всегда рядом с формальным правом существуют нравственные установки общества, которые укоренились в душе судьи, прокурора. Но эти нравственные установки формирует церковь. А сегодня церковь сама демонстрирует, что она стоит в униженном положении относительно потенциального царя – и не несёт эту нравственность? В результате ни одна из конфессий не выполняет свою миссию, и это губит нацию, губит государство и заводит нашу цивилизацию в тупик. Это надо менять.

Глеб Чистяков: Надо, чтобы религиозные лидеры на встрече с первыми лицами государства не только хвалили за заслуги, а поднимали более глобальные проблемы, которые беспокоят всё общество, вопросы самого существования общества как такового.

Геннадий Климов: Был период, когда претензий к Путину не было. В Чечне победил, бандитизма стало меньше, экономика поднялась, накопил резервы – более или менее пережили кризис. Но параллельно в обществе властвовала безнравственность на всех уровнях. Не может быть в России аморальной государственной политики, а она такова. Не может быть в России аморального государственного телевидения, а оно таково. Почему в течение всего этого времени ни один религиозный лидер не пришёл к Путину и не сказал: надо что-то делать, дальше так жить нельзя, иначе мы загубим нацию. Но ни один из них этого не сделал. И это говорит о том, что что-то у нас не в порядке.

Глеб Чистяков: Я знаю, что в некоторых слоях духовенства начали появляться личности, имеющие авторитет не только как персонажи богослужения, которые имеют авторитет духовных наставников. Они устали ждать, что что-то изменится сверху в вопросах нравственности, и пытаются на местах всё изменить за счёт своих, пусть небольших, возможностей. 

Записала Елена ПАВЛОВА

29 0
Лента новостей
Прокрутить вверх