В центре современного искусства «Тверца» 17 февраля была открыта выставка Дмитрия Цветкова «Государство». Автор живёт и работает в Москве. Творческую деятельность он начал ещё в 1990-х и с тех пор является видным деятелем арт-сцены
«Государство» – собрание работ из проектов разных периодов творчества Цветкова. Ранее выставка экспонировалась в Московском музее современного искусства. Первое, что видишь, заходя в зал, – это огромная карта России. Карта объёмная, выполненная в характерной авторской манере. Каждый субъект Федерации – шёлковая подушка, с формой, соответствующей географическим контурам. Поверхности отделаны бисером и стразами. Этот экспонат как бы готовит пришедших к тому, что сейчас они столкнутся с Государством. И это действительно происходит.
Большинство объектов на выставке – атрибуты государственной власти, её символы и архетипы. Однако даже такое, казалось бы, статичное явление, как официальная символика, представлено в новом свете. Некоторые элементы утрированы и нарочито абсурдны. Шинели из парчи или выкрашенного в яркие цвета войлока увешены огромными вязаными орденами и медалями. На погонах вместо звёзд пришиты маленькие человечки из ниток. В ленте бархатных пулемётов вместо патронов всё те же крохотные фигурки. Стоит сказать о технике исполнения работ. Почти все экспонаты сшиты из войлока, шёлка, парчи, связаны из шерсти, расшиты бисером и прочей бижутерией. Всё мягкое, округлое, без острых граней. Надо заметить, достаточно странно видеть шёлковый кинжал. В целом художник как бы смягчает, умиротворяет агрессивную природу изображённых предметов.
Тем не менее, как и в реальности, в «Государстве» Цветкова сильны военные мотивы – автоматы, пистолеты, кинжалы, сабли и военная форма составляют добрую половину экспозиции. Две «шапки Мономаха», сшитые из камуфляжной ткани и по полтора метра в диаметре каждая, тоже явный намёк на силовую природу власти. Достаточно иронично название одного из экспонатов: «Ушанка российской империи» – красная шапка-ушанка размером со столик в кафе. Выставке присущ своего рода гигантизм. Почти всё, что там представлено, во много раз превосходит размерами свои реальные прототипы.
Социальную тематику представляют две работы, находящиеся явно в антагонистическом отношениии друг к другу. Это «Роддом для матрёшек» и «Крематорий для Барби». Персонажей этих вполне можно назвать гражданами «Государства», и по отведённому им месту становится ясно отношение художника к ним. Так, Барби мы в буквальном смысле видим в гробу. Множество маленьких гробиков, отделанных дорогими тканями и расшитых стразами. В них лежат улыбающиеся пластиковые фигурки самой популярной куклы ХХ века. Саркастично выглядят названия дней недели, написанные на крышках: заморская красавица может примерять на себя новый гроб каждый день. В каком-то смысле эта авторская работа логически завершает более чем пятидесятилетнюю историю Барби, в жизни которой уже были роскошные дома, яхты, самолёты. Не было только крематория. Пора и честь знать.
Противоположный полюс – «Роддом для матрёшек», носит весьма жизнеутверждающий характер. Матрёшки-врачи, медсёстры, матрёшки-мамы и младенцы всем своим видом показывают, что им нравится жить и что за ними будущее. Довольные и добрые лица деревянных игрушек напоминают иллюстрации к детским книжкам советского периода. Матрёшка – один из главных символов России, культурный архетип русского народа. То, что для матрёшек создан роддом, а для Барби – крематорий, указывает на гражданскую позицию автора и его отношение к извечной борьбе славянофильства и западничества.
Конечно, экспонатов намного больше, чем описано в этой статье, обо всех рассказать невозможно. Но их можно увидеть. Выставка неоднозначная и каждый найдёт в ней то, что пожелает найти.
Игорь ДОКУЧАЕВ