Грустные и весёлые города

17.02.2011, 00:00

    На прошлой неделе Тверь вновь посетил президент английской компании «Коллиерз» Ричард Тиббот. Мы уже писали о том, что англичане выступают в качестве субподрядчиков в разработке Концепции стратегии развития Твери.
    Как известно, уже третий десяток лет наш город живёт без генерального плана. А разработать генеральный план не даёт отсутствие понимания того, что мы хотим получить на выходе. Каким городом должна быть Тверь, какое место она займёт в России? В этот раз тверские власти решили сделать всё по-грамотному: не изобретать велосипед, а обратиться в ведущую мировую структуру по стратегическому планированию. Первый раз мистер Тиббот приезжал в Тверь в ноябре. В свой нынешний приезд он привёз первоначальный набросок стратегии развития нашего города, который в течение нескольких дней обсуждал с представителями культуры и туризма, строительного бизнеса и городской инфраструктуры, ректорами вузов и людьми, занимающимися привлечением в Тверь инвестиций.
    Нам очень понравилось, что мистер Тиббот упомянул о том, что города бывают «грустные» и «весёлые». И в весёлые города инвестиции приходят гораздо быстрее. С этого мы и начали наш разговор.
    — Мистер Тиббот, как по-вашему, Тверь весёлый или грустный город?
    — Мне показалось, что весёлый. Здесь в автобусах играет музыка, в городской администрации все друг другу улыбаются, много молодёжи. Известно, что качество услуг населению зависит от того, насколько внутри самой компании доброжелательно относятся друг к другу. Есть международные компании, где каждый сотрудник официально является партнёром – он владеет акциями и заинтересован в успехе. Если проецировать это на разработку стратегии развития города, то сейчас надо расширять круг людей, заинтересованных в его реализации.
    Например, проводя семинар с руководителями организаций, отвечающих за транспорт, энергетику, водоснабжение Твери, я увидел, что сейчас они не вовлечены в разработку стратегии. Задача – вовлечь их в команду. Да, мы одна команда.
    — Многие неоднозначно воспринимают, что к разработке стратегии развития Твери привлечены иностранные специалисты.
    — Моя роль заключается не в том, чтобы знать всё и быть истиной в последней инстанции. Очень важно привлечь свежий взгляд. Я даю возможность сравнить ситуацию в Твери с другими городами, о которых вам ничего не известно.
    — Что, по-вашему, надо сделать в Твери в первую очередь, чтобы улучшить качество жизни?
    — В Твери должна вырасти производительность труда. Перед строителями стоит задача научиться строить качественное европейское жильё по доступным ценам. Сейчас жильё в Твери невообразимо дорого – если дом в окрестностях Лондона стоит порядка 350 тысяч долларов, при доступных кредитах, то дом такого же плана под Тверью будет стоить не дешевле полумиллиона долларов, и ипотека у вас очень дорогая.
     Надо остановить отток потребительских ресурсов в Москву, увеличить торговый и развлекательный потенциал города. Но при этом научиться решать проблемы, которые в связи с этим возникнут. Ведь расширение торговли – это увеличение количества мусора, а город и так от него задыхается. Опять же количество машин в Твери ещё не дотягивает до европейского уровня, но в городе абсолютно нет парковочного бизнеса, что создаёт уже сейчас большую проблему. Плюс развалена система общественного транспорта, очень важная в любом европейском городе. Я наблюдал на семинаре за руководителем департамента транспорта – он сидел с совершенно убитым видом.
    Машины занимают в городе ровно столько места, сколько им позволяют. Если люди хотят ставить машины в центре, они должны за это платить по повышенной ставке. Для остальных существуют перехваточные парковки и возможность доехать до работы на общественном транспорте.
    — А как вы относитесь к намерению тверских властей убрать из города трамвай?
    — Трамвай – очень хороший вид транспорта. В Руане, во Франции, трамваи бегут по зелёному газону, чтобы не создавать пыли – новые, современные бесшумные трамваи. Конечно, те трамваи, что ездят по Твери, надо продать куда-нибудь в Индию или во Вьетнам…
    А вообще в центре должно быть максимум пространства для пешеходов. Обустроить центр Твери – тоже первоочередная задача. Именно за счёт внимательного отношения к центру так выигрышно смотрятся города Западной Европы.
    — Обсуждая концепцию развития Твери с разными слоями деловой тверской элиты, вы несколько раз упомянули, что Тверь становится «пригородом» Москвы. В Твери исторически не любят Москву, и многих это покоробило.
    — Да, я заметил. В стратегии мы говорим о выработке между Тверью и Москвой позитивного симбиоза. Тверь должна найти свое место в окружении Москвы. Мы сформулировали миссию Твери так: «Тверь – это прогрессивный город, который привлекает людей и инвестиции благодаря высоким стандартам жизни и образования». И приглашаем всех к обсуждению стратегии развития.
    (Подробнее о том, что предлагает компания «Коллиерз», и о том, какие идеи предлагают англичанам в Твери, читайте в журнале «Бизнес территория»).

    Беседовали Геннадий КЛИМОВ и Мария ОРЛОВА

46 0
Лента новостей
Прокрутить вверх