«В 167 км к северо-западу от Москвы раскинулся старинный русский город – Тверь. Красивая застройка центральной части, интересные музеи и достопримечательности делают город привлекательным для туризма» — так говорится о столице Верхневолжья на одном из туристических сайтов
Однако иностранные специалисты по территориальному маркетингу, которые бывают в Твери, недоумевают, почему в областном центре пренебрегают не очень затратным, но необычайно эффективным способом сделать город привлекательнее. Убогие фасады, неухоженный, обшарпанный внешний вид большинства памятников архитектуры и исторического наследия – это наша действительность, которую, может быть, не замечает замыленный взгляд тверитянина, но сразу видит человек приезжий.
ТУРИСТУ ВИДНО ВСЁ
Фасады — лицо любого города. По одёжке встречают, как принято говорить.
Взяв в руки фотокамеру, мы прогулялись по некоторым центральным улицам областной столицы. Во всех экскурсионных буклетах говорится об известном трёхлучии улиц (напомним, после пожара 1763 года Тверь сгорела дотла, и архитектор Никитин взял за основу схему центра Петербурга с его парадным трёхлучием). Как раз туда мы и отправились в первую очередь, так сказать, по следам туристов.
Улица Вольного Новгорода – одна из составляющих знаменитого трёхлучия. На первый взгляд всё чинно-благородно: уютные кафешки и магазины. Но стоит поднять глаза чуть выше – картина тут же меняется до неузнаваемости: потрёпанный временем фасад, кое-где обвалившаяся штукатурка, за которой скрывается красная кирпичная кладка, с одной стороны виднеются новые окна, с другой — ветхие рамы с облупленной краской. От когда-то единого архитектурного ансамбля осталось только «впечатляющее» зрелище, напоминающее детский конструктор, собранный из несопоставимых деталей. Более чем уверена, что ценители исторического наследия, а среди туристов таких большинство, останутся в лёгком шоке от увиденного.
Вот известный Дом причта церкви Рождества Христова. Строение возвели в далёком 1777 году, его форма характерна для жилой застройки Твери при переходе от барокко к классицизму. По сравнению с другими строениями фасад этого здания выглядит неплохо. Единственное — внешний вид портят невзрачные железные ставни, закрывающие окна первого этажа (наверняка от вандалов) и исписанные хулиганами стены.
Оставшиеся части трёхлучья – улицы Новоторжская и Советская (начиная с Советской площади). Большинство домов здесь относятся к памятникам архитектуры, на деле – всё те же угрюмые, невзрачные стены.
– Ежегодно выделяются средства на ремонт фасадов, в частности, на их покраску. Эти средства используются нецелесообразно. Ведь какой смысл красить стены, если у здания крыша течёт? Уже через год от покраски не останется и следа, — говорит заместитель генерального директора «Тверьпроектреставрация» Татьяна Туманова. — К реставрации памятников архитектуры необходимо подходить комплексно, только тогда мы сохраним их для потомков.
РЕКЛАМА ПОРТИТ ЦЕНТРАЛЬНУЮ ТВЕРЬ
Не менее удручающая картина на расположившейся рядом улице Володарского. Взять, к примеру, известную городскую усадьбу, состоящую из двухэтажного каменного дома и флигеля, соединенных между собой воротами. Сегодня ни на дом, ни на флигель, ни на ворота без слёз не взглянешь. Современные решётки на первом этаже выполнены в разном стиле, одни рамы покрашены, другие — нет, окна верхнего этажа – новые, вроде пластиковые, нижнего – старые серые. Хаос во всём – такое впечатление от увиденного. Завершают «ансамбль» две полуразрушенные колонны.
А ведь строению два века. Это наша история. Здесь когда-то жил общественный деятель Александр Унковский (о чём свидетельствует мемориальная доска), между прочим, близкий друг писателя-сатирика, в былые времена тверского вице-губернатора Михаила Салтыкова-Щедрина.
Через пару строений распростёрлось ещё одно старинное здание – тоже дом с флигелем. Опять-таки яркий пример, когда памятник архитектуры «разделён на части». Фасад первого этажа аккуратно покрашен, здесь расположился салон красоты, фасад второго постепенно разрушается.
К слову о магазинах и салонах. Казалось бы, предприниматели, арендующие помещения в зданиях памятников архитектуры, тем самым поддерживают их общее состояние. Может, и так. Но вред от их деятельности куда сильнее. Во-первых, такое разделение «своё покрашу – чужое не моё» само по себе нарушает архитектурный стиль исторического центра. Этому же способствуют рекламные баннеры и щиты, которые в дополнение к прочему оказывают ещё и разрушающее воздействие: под вывесками скапливаются пыль, снег, вода, мокнут и рушатся стены.
Кроме того, некоторые предприниматели плюют на закон – как придётся вставляют пластиковые окна, перекрашивают фасады цветом, не соответствующим исторической действительности, и многое другое. Но эти здания хотя бы «живут», чего не скажешь о пустующих памятниках архитектуры.
Мы посетили один из них. В исторической части города, на пересечении улиц Салтыкова-Щедрина и улицы Крылова, расположена бывшая «Аваевская богадельня». Красивейшее двухэтажное здание, построенное в конце XIX века и напоминающее по стилю строения западноевропейского средневековья, пустует. Уже давненько на нём красуется надпись «Продажа». Но посему видно, покупатель пока не нашёлся. Есть над чем позлорадствовать туристам.
Вера ПАКИНА