«В «Лазурном» шум и песни» – это не только знакомая всем любителям шансона строчка из песни одного тверского исполнителя (имени которого не называем), но и название «свежей», пахнущей типографской краской повести Виктора Чудина.
Действие этой «криминальной драмы» (как сам автор определяет жанр) завязано на жажде мести, которую испытывают бандитские группировки, почитатели таланта выдающегося блатного песняра Михаила Крюка. И они не успокоятся, пока не расправятся с Иваном Ивановичем Ивановым – киллером, который сам не понимал, на что он руку поднимал.
Иван Иванович Иванов в свою очередь точит нож на Филиппа Шихова – кто это такой, сейчас неважно. Важно, что этот сюжет мастерски совмещается с историческим повествованием о судьбе митрополита Филиппа (в миру Фёдора Колычева), убиенного киллером эпохи Иоанна Грозного, опричником Малютой Скуратовым.
Виктор Чудин, выпускник Литературного института им. Горького, член Союза писателей с 1981 года, развивает традиционный для русской литературы мотив двойничества (характерна повесть Ф.М. Достоевского «Двойник», да и вообще – всё творчество писателя). События и персонажи исторического времени перекликаются с событиями и персонажами времени реального. Более того, и в одной временной плоскости находятся двойники – но, как водится, двойники зеркальные.
Повесть написана хорошим литературным языком, и небольшие вкрапления жаргона (да что там скрывать, случается, и нецензурной лексики) свидетельствуют лишь о стилистической гибкости автора. Неожиданный финал ожидает читателя, а почти всех персонажей – неожиданный конец.