В Твери развивают новые формы дошкольного образования. Помочь решению проблемы очередей теперь способны семейные детские сады.
За последние пять лет, с 2007 по 2011 год, в Твери было открыто около трёх тысяч дополнительных мест. В ближайшие три года планируется создать ещё 1140. Следующим шагом к увеличению количества мест для дошкольников должно стать внедрение новых форм образования. Передовой опыт других городов и регионов отмечает в этом вопросе успех создания семейных детских садов.
В Твери на данный момент утверждено примерное положение о порядке их организации и функционирования. В соответствии с ним открыть такие детсады могут многодетные семьи, имеющие от трёх до пяти ребятишек в возрасте от двух месяцев до семи лет. В таком случае один из родителей принимается на работу в муниципальное дошкольное учреждение, получает зарплату как его сотрудник, а также продукты для организации питания детей и методическую помощь по их воспитанию.
Развитие такой формы дошкольного образования выгодно как самим семьям, которые получают дополнительную материальную помощь, так и бюджету. В частности, организация домашних детских садов не требует таких серьёзных бюджетных вливаний, как, например, в случае со строительством новых зданий.
У этой идеи уже появились свои приверженцы. В качестве экспериментальной площадки в ближайшее время в Твери откроется первый семейный детский сад.
Важный в этом вопросе момент – инвестиции. Одним из способов привлечения дополнительного финансирования может стать передача неиспользуемых детских садов в рамках концессионных соглашений. Главным условием для инвесторов, выигравших конкурс на их заключение, станет восстановление и реконструкция зданий, а также их последующее использование по прямому назначению через реализацию бизнес-проекта. Уже сейчас для заключения подобных соглашений могут быть рассмотрены здания бывших детских садов №№124, 86 и 61.
Ещё одно направление – возведение на первых этажах новостроек встроенных малокомплектных детских садов. Такая практика уже опробована в некоторых российских городах и доказала свою востребованность. Как правило, подобные проекты реализуются в два этапа. На первом проводится исследование, которое показывает, есть ли на конкретной территории спрос на мини-детский сад, необходимые для него помещения, а также разрабатывается сам проект. На втором этапе приступают к его реализации.
В любом случае новые механизмы и формы в сфере дошкольного образования требуют дальнейшей разработки с учётом мнения горожан и потенциальных инвесторов