1 марта в гостинице «Оснабрюк» состоялся круглый стол «Государственное и частное партнёрство в туристской сфере Тверской области»
Председатель некоммерческого партнёрства «Союз малых товаропроизводителей» Валерий Солонбековобобщил проблемы и причины, почему в Тверской области больше разговоров о туризме, чем реальных достижений.
— На сегодня необходимо разрешить массу накопившихся вопросов, которые мешают уже существующим туристическим компаниям наращивать обороты по въездному туризму. Это произвол многочисленных начальничков. Вопросы развития туристической отрасли в связке с работой по территориальному планированию и генпланам поселений. Создание бренда нашего региона и продвижение его в федеральном и международном медиапространстве. Создание имиджа территории как места комфортного и безопасного отдыха. Приведение в порядок туристических городов и объектов показа.
ВОВЛЕЧЕНИЕ АКТИВА ПОСЕЛЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА НА СВОИХ ТЕРРИТОРИЯХ
Давно уже перезрел вопрос к поселенческому уровню власти по вовлечению в туристический бизнес активной части населения, проживающего на соответствующей территории. Необходимо систематизировать весь туристический потенциал каждого поселения до самых мельчайших составляющих. Например, бабушка, пекущая вкусные пирожки в русской печи в старом доме, на сегодня очень востребованный туристический объект. Но, чтобы в дальнейшем с таким материалом можно было работать, надо разработать определённые стандарты, по которым проводить такую систематизацию. К тому же необходимо проводить обучение и тренинги глав и актива поселений, ведь ни для кого не секрет, что уровень компетентности власти в разных поселениях не одинаков.
По инициативе главы Кувшиновского района Бориса Рудольфовича Зайцева такую работу мы начали проводить на базе этого района. Почему бы не отработать методику по систематизации объектов туристической инфраструктуры на Кувшиновском районе как на пилотном?
РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ТУРПОТОКА В РЕГИОН
Мы очень много говорим о туризме как о перспективной отрасли экономики, но степень капитализации отрасли на сегодняшний день очень низкая. Рассчитывать на резкое увеличение занятости населения и доходов в консолидированном бюджете области в этом секторе экономики в ближайшее время вряд ли возможно. Для достижения повышенных ожиданий в отрасли нужны амбициозные планы, причём в реализацию которых были бы вовлечены первые лица регионального руководства. Есть много прорывных направлений, и на круглом столе было озвучено много замечательных идей, мной для обсуждения предложено три таких направления.
1. Всё тот же въездной туризм. Двенадцатимиллионной столице нечем заняться в выходные дни, особенно в межсезонье, нужно ставить задачу затащить всю её в Тверскую область. Для этого необходимо разработать предложения, соответствующие поставленной задаче и сформировать адекватную систему по реализации этого направления.
2. Мы имеем две федеральные трассы, проходящие по территории региона. Это Москва – Рига и Москва – Санкт-Петербург, по которым идёт огромный транспортный поток. Необходимо, на мой взгляд, разработать проект, условно назовём его «Транзит», захватывающий территорию от 10 км вглубь от трасс, который позволил бы сформулировать 7–10 дневную насыщенную программу пребывания для путешественников, следующих через нашу область. Пока это направление активно эксплуатирует, наверное, лишь итальянец Пьетро Мацца из Медного, производящий и продающий туристам итальянские сыры. А например, деревня Отраковичи Конаковского района, расположенная в 5 км от трассы Москва – Санкт-Петербург, можно сказать, является родиной российского сыра, который был произведён артелью под руководством Николая Васильевича Верещагина в 1866 году. Чем не бизнес-идея по организации здесь фермы по производству российского сыра? Таких идей, а также активных людей, фермеров, исторических и природных объектов предостаточно на всём протяжении федеральных трасс, идущих по области. Важно только разработать полноценный проект по реализации этого направления, а не ограничиваться банальными лозунгами.
3. Рядом с областным центром находится аэропорт «Мигалово» со взлётной полосой под все типы воздушных судов, который с 1995 года имеет статус аэропорта совместного базирования Минобороны и гражданской авиации. Тверь связана со столицами высокоскоростным железнодорожным сообщением. Час езды до Москвы на «Сапсане» становится соизмерим по времени поездки от аэропорта до центра города во многих столичных городах мира, к тому же Тверь – один из немногих городов ЦФО, имеющих аэродромы, который не использует это конкурентное преимущество.
Возможно, уже пришло время начать разработку и запуск туристического продукта, условно назовём: «Тверь – ворота двух столиц» для граждан Евросоюза, а также Японии, Китая, США по приёму туристов в регионе с организацией посещения Москвы и Санкт-Петербурга на базе бюджетных авиакомпаний (их также называют авиакомпании-дискаунтеры или авиакомпании Low-Сost). Чего мы скромничаем или, точнее, комплексуем? В Европе на гораздо меньшем географическом пространстве действует большее количество международных аэропортов.
Ну а параллельно с этим направлением – формировать для этой категории туристов внутрирегиональные туристические продукты, основанные на местных объектах показа, охотничьих и рыболовных возможностях региона, активных и экологических турах, естественно, упреждающими темпами их формулируя и развивая.
Для тех, кто сомневается, нормально ли, что самолёты при посадке проходят над Тверью, рекомендую в «Яндексе» набрать «аэропорт Гибралтара». В этом английском городе самолёты садятся в его центре, а взлётная полоса пересекает оживлённую городскую магистраль, которая перекрывается на время посадки самолёта.
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
На круглом столе много говорили о возможностях использования зданий универмага «Тверь» и Речного вокзала.
Универмаг «Тверь».Много слышится разумных идей о путях развития Твери, одной из которых является позиционирование города как выставочно-ярмарочного центра региона. Действительно, богатая история, достаточность средств размещения, уникальная транспортная доступность, появившаяся благодаря высокоскоростному железнодорожному сообщению, даёт Твери столь редкий шанс попытаться стать ярморочно-выставочным центром ЦФО. В Финляндии менее удобные города смогли реализоваться как выставочные центры страны. В России некоторые региональные центры тоже претендуют на занятие этой ниши. В Вологде, например, проводят хорошие выставки «Российский лес», «Российский лен». Тверь, исходя из векторов развития региона, могла бы побороться, например, за значимые выставки по въездному и внутреннему туризму, а также в области полиграфии и медицины.
Наконец, самому региону нужна площадка для организации внутрирегиональной кооперации между различными областями экономики. Такого столь необходимого объекта в Твери нет, а на его строительство потребуется не один год. Вместе с тем есть здание универмага «Тверь», которое крайне нерационально используется в качестве торгового объекта, но находится в центре города, в непосредственной близости от гостиниц. Уже в этом году, при желании, можно его реконструировать под региональный конгресс-центр.
Речной вокзал. Я думаю, нет ни одного туриста, посетившего Тверь, который не сфотографировал бы Речной вокзал. Если мы сегодня говорим о рывке в развитии туристической отрасли, то на базе этого здания нужно делать главный туристический центр региона, который мог вобрать в себя: информационный туристический центр, центр ремесленничества с магазином, где были бы представлены товары, производимые ремесленниками и народными умельцами со всего региона, и выставочный центр для выставления своих работ творческими людьми. На открытых площадках вокруг Речного вокзала можно периодически проводить ремесленные ярмарки и фестивали как региональные, так и межрегиональные, традиционные праздники, такие как Масленица, другие театрализованные представления, используя их как элементы событийного туризма.
Досье «Каравана»
Валерий Солонбеков в 2000 –2009 годах в ранге заместителя главы администрации Конаковского района курировал сферу туризма. Является автором и организатором двух значимых мероприятий в сфере событийного туризма – «Верхневолжской парусной регаты» и зимнего фестиваля экстремальных видов спорта «Московское море»