На минувшей неделе произошло крушение вертолёта Ка-52 («Аллигатор»).
Связь с вертолётом была потеряна ещё вечером 12 марта, а обнаружили его в 08.45 в труднодоступном месте в окрестностях деревни Б. Киселенка Торжокского района. Падение произошло во время учебно-испытательного полёта при отработке группового ночного пилотажа без боекомплекта.
Экипаж «Аллигатора» погиб: штурман Максим Фёдоров погиб на месте, капитан Дмитрий Ракушкин скончался спустя несколько часов в больнице.
Опытный пилот — подполковник Дмитрий Ракушин закончил Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков имени 60-летия СССР. До сих пор летал на вертолётах Ми-8Т, Ми-24 всех модификаций, прошёл все должности от лётчика-оператора до старшего лётчика вертолётного звена на вертолётах Ми-24. Принимал участие в боевых действиях. Подполковник Ракушин был награждён орденом Мужества, медалью «За отвагу», медалью Нестерова. В 2008 году на Первом канале о Дмитрии Ракушкине выходил сюжет как об одном из лучших выпускников Военно-воздушной академии имени Гагарина. У него осталось двое маленьких детей.
Штурманом на испытании Ка-52 был 24-летний Максим Фёдоров (свой день рождения он отметил буквально 1 марта), который закончил авиационное училище совсем недавно.
По окончанию Сызранского высшего военного авиационного училища служил лётчиком-оператором в 344 ЦБП г. Торжка, в/ч 25515. На своей страничке «Вконтакте» Макс написал, что любит футбол, игру на гитаре. Был женат.
Похороны пилотов состоялись в четверг в Торжке и Балашове.
Эксперты отмечают, что в практике авиации «Аллигатор» рухнул впервые. «До этого случая лётных происшествий с вертолётами этого типа не было», — отметил эксперт в области вертолётной техники Евгений Матвеев. Специалист подчеркнул, что «Аллигатор» относится к классу наиболее надёжных машин. О значимости происшествия свидетельствует и то, что на место происшествия срочно прибыл командующий российскими ВВС генерал-полковник Александр Зелин.
Многоцелевой всепогодный боевой вертолёт Ка-52 «Аллигатор» представляет собой двухместную модификацию ударного вертолёта Ка-50 «Чёрная акула». Отличается от предшественника двигателями, а также формой носовой части.
Ка-52 имеет два модернизированных двигателя ВК-2500 мощностью 2400 лошадиных сил каждый. В носовой части располагается двухместная кабина пилотов с бортовым комплексом оборудования нового поколения. Кресла пилотов оснащены катапультами.
По боевой мощи «Аллигатор» не уступает Ка-50 и американскому АН-64 «Апач» и превосходит все остальные существующие боевые вертолёты.
Как ожидается, «морская» модификация этого вертолета – Ка-52К – будет использоваться на вертолетоносцах «Мистраль», первый из которых поступит на вооружение ВМФ России в 2014 году.
Буквально в январе этого года Торжокский центр боевого применения и переучивания лётного состава (авиационного персонала армейской авиации) в рамках оснащения Вооружённых сил России новыми образцами вооружения и военной техники получил 17 новых вертолётов, среди которых «Ми-28Н», «Ми-35», «Ми-8МТВ-5» и «Ка-52».
В настоящее время Военным следственным отделом Следственного комитета Российской Федерации по Тверскому гарнизону по факту падения вертолёта Ка-52 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 351 УК РФ (нарушение правил полётов или подготовки к ним).
В данный момент продолжается расшифровка «чёрных ящиков», которые были обнаружены достаточно быстро после аварии. И уже появились первые версии крушения.
Специально созданная следственная комиссия пока склоняется к версии, что причиной аварии могли стать плохие метеоусловия: вертолёт попал в мощный снежный заряд, потерял пространственную ориентировку и столкнулся с землей.
Установлено, что на момент аварии вертолёт находился на высоте примерно 200 метров, скорость полёта была 150 км/ч.
Расшифровка самописцев продолжается, окончательные выводы комиссия обещала обнародовать через две недели.
P.S. Когда верстался номер, стало известно, что в понедельник, 19 марта, в Твери на Дмитрово-Черкасском кладбище прошли похороны 19-летнего солдата-срочника Тульской дивизии ВДВ Артёма Бобрикова, разбившегося при десантировании. По факту гибели проводится проверка.
Марина ГАВРИШЕНКО