В декабре текущего года исполнится 20 лет реформам ЖКХ в России. Они начались с принятием Закона РФ «Об основах Федеральной жилищной политики» (декабрь 1992 г.) и разработанной на его базе Государственной целевой программы «Жилище» (июнь 1993 г.). В этих документах были определены цели новой жилищной политики и принципы реформирования жилищной сферы в России. О том, что происходило в этой сфере за последние годы, рассказывает юрист НП «Агентство регионального развития» Валерий Глебов:
— Основные усилия были направлены на проведение приватизации и постепенное повышение доли платежей населения за жилье и коммунальные услуги, которые должны были привести к освобождению государства от функции бюджетного обеспечения жилищной сферы и переводу ее на самоокупаемость и самофинансирование. Однако в полной мере достичь намеченных целей не удалось. Новый этап реформ начался 28 апреля 1997 г. с принятием Указа Президента РФ №425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации», одобрившего концепцию реформы жилищно-коммунального хозяйства. Важнейшим элементом реформы являлось создание конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы. Развитие конкуренции должно было создать условия для преодоления негативных последствий монопольного или доминирующего положения организаций ЖКХ. Ключевой проблемой нового этапа реформирования ЖКХ было совершенствование системы договорных отношений, обусловленное появлением в этой сфере хозяйствующих субъектов различных форм собственности.
1 марта 2005 года вступил в силу новый Жилищный кодекс, который ввел в практику понятия «управление многоквартирным домом» и «управляющая организация». Управляющие организации стали важным, а зачастую и единственным посредником между пользователями жилья и поставщиками коммунальных услуг. В отсутствие узаконенного контроля со стороны пользователей жилья такое положение дел способствовало многочисленным финансовым злоупотреблениям со стороны управляющих организаций. Это приводило к росту долгов управляющих организаций перед поставщиками услуг и конфликтам. Тверь в этом не исключение.
Итоги двадцати лет реформ не впечатляют. Введена 100-процентная плата за жилье и коммунальные услуги, ликвидировано перекрестное субсидирование, практически решена проблема передачи ведомственного жилья в муниципальную собственность, создана система социальной защиты низкодоходных слоев населения в условиях повышения платежей за жилищно-коммунальные услуги. В то же время реформа ЖКХ не достигла главной цели – не привела к реальному превращению жилищно-коммунальных услуг в рыночный сектор экономики. Ресурсоснабжающие организации, несмотря на свой новый правовой статус коммерческих организаций, по-прежнему остались монополистами, только уже частными монополистами, для которых получение прибыли – основная цель деятельности. Продолжился существенный рост тарифов, повысилась доля платежей за жилье и коммунальные услуги в общих расходах населения.
Между тем реформа ЖКХ продолжается и конца ей не видно. Продлены до 2015 года Федеральная целевая программа «Жилище» и её подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», создана госкорпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ», приняты новые правила оказания коммунальных услуг, разработана единая форма платежного документа для оплаты за жилье, ужесточены требования к организациям ЖКХ по раскрытию информации по услугам и тарифам. В Тверской области принята и реализуется долгосрочная целевая программа «Развитие жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области на 2010-2014 годы». Однако итоги ее реализации за 2010 год оптимизма не вызывают. Исполнение бюджета области за 2010 года в рамках реализации программы составило 60% от запланированных расходов. Кроме того, программа предполагает участие в ней муниципалитетов на условиях софинансирования. Однако ограниченные возможности местных бюджетов не позволяют им активно участвовать в реализации положений данной целевой программы.