Культура – это то, что остаётся, когда всё остальное забыто

20.03.2012, 13:37

Сегодняшнее состояние тверской культуры многие характеризуют как полный развал. То самобытное, яркое, что создавалось и сохранялось годами, разрушилось буквально за считанные месяцы

Увольнение директора филармонии Владимира Боярского, закрытие Народного театра, «выселение» тверского террариума, закрытие кинотеатра «Вулкан». К  этому остается добавить невнятную ситуацию вокруг Тверского императорского дворца и галереи «Тверца» (Речной вокзал). И все это происходит на фоне объявленного Президентом России Года российской истории. Либо кто-то всерьез не знает, как сильно на тверской земле переплетаются история и культура, либо откровенно саботируются указания главы государства.

Тверская общественность, интеллигенция, работники культуры, средств массовой информации, художники и писатели крайне обеспокоены сложившейся ситуацией. Не случайно круглый стол по данной проблеме инициировал писатель, исследователь, главный редактор медиа-холдинга «Тверское княжество» Геннадий Климов, который вот уже несколько лет занимается изучением истории и культуры народов мира, утверждая в каждой своей новой книге, что без этих знаний невозможно наше будущее.

 

Геннадий Климов:

– Культура является важнейшим ресурсом человеческого развития. Это значительно важнее, чем ресурс местоположения региона или ресурс наличия денег. Мир вступил в эпоху глобализации, территории ежедневно вступают в конкурентную борьбу между собой. Чтобы выстоять, Европа, к примеру, делает ставку на явления культурной сферы.

Что касается Тверской области, то мы сегодня стоим на распутье. В сложной ситуации оказалась наша земля. Отток собственного населения достаточно велик. Разумеется, большой процент и прибывающих, но, как правило, это люди другой культуры, они хранят другие традиции, отличные от наших.

Сейчас в регионе новая власть. Поскольку в область пришли люди не интегрированные в культуру региона, возможно, им сложно понять региональные проблемы. Запущен процесс по закрытию Народного театра, «прессуют» признанного организатора и музыканта Боярского, уже экс-директора филармонии. У нас занимаются какой-то непонятной «чисткой» людей ярких, самобытных.

Поэтому сегодняшний разговор предлагаю посвятить именно культурной стороне жизни региона. Тверь должна оставаться Тверью. Но есть ли у нас ещё силы, амбиции, внутренняя организация, которая мобилизовала бы тверскую культуру как ресурс развития?

 

Ефим Беренштейн, доцент кафедры теории и истории культуры Тверского государственного университета:

– Первое, что нам нужно сделать, на мой взгляд, – это избавиться от чувства некой ущербности. В сравнении с другими провинциальными городами и областями, мы находимся в большем комплексе неполноценности. С одной стороны, мы гордимся, что мы почти Питер, почти Москва. Но это «почти» и есть комплекс.

Тверь – пересечение всех ветвей культуры. Но многое до широких масс не доходит, многое остаётся за кадром. У нас нет памятника Мандельштаму и Гумилёву, которые связаны с тверской землёй ничуть не меньше, чем Михаил Круг. У нас единицы знают, что сюда в своё время приезжал сам Рильке, что Бурлюк, отец футуризма, учился в 6-й гимназии. Мы не должны замыкаться на двух-трёх образах. Тверь пора выводить на другой уровень.

 

Геннадий Климов:

 – А как выходить? Ведь, действительно, кого ни возьми – выдающегося инженера, писателя, учёного, музыканта – каждый из них так или иначе связан с тверским краем. У нас всего слишком много.

 

Ефим Беренштейн:

– Делать Тверь проходным двором, потому что большинство деятелей бывали здесь проездом, неправильно. Мы опять будем вторичны. А вот делать Тверь концентрацией культуры – нужно. В Твери уникальная культура – она создана на основе татарских, карельских, русских традиций. Это уникальный аспект межкультурных коммуникаций.

 

Нина Метлина, редактор журнала «Реноме», писатель:

– Оппонирую по Кругу. Есть же всё-таки такое понятие, как бренд территории. И как бы многие ни относились к Михаилу Кругу, тем не менее этот бренд Твери сильно завязан именно на его личности. Тем более, насколько мне известно, памятник был создан усилиями самой семьи. И то, что он стоит у нас в центре города, то, что люди с ним фотографируются, это интересно. Это некая изюминка.

Что касается состояния культуры в целом, наша культура в Тверской области сегодня пребывает на задворках. В силу своих принципов я всегда стараюсь поддерживать тверских талантливых ребят, дружу со многими местными творческими людьми. И считаю, что это правильно.

Культура должна стоять на первом или втором местах. Не зря же есть такое выражение: культура – это то, что остаётся, когда всё остальное забыто. А что останется после нас через 50 лет? Забудут о бизнесменах, забудут о большей части политиков, останется культура. Останется то, что творила культурная элита. Книги, картины, театр…

 

Геннадий Климов:

– Есть показательный пример. Сейчас все боятся оранжевых революций. В основе американской доктрины, с помощью которой они разжигают конфликты в других странах, лежит теория Антонио Грамши. Теория влияния интеллигенции на умы людей. В доктрине утверждается, что самое главное в управлении обществом – это отношения с творческой интеллигенцией. Западная доктрина предполагает влияние на умы посредством культуры. Этим достигается перепрограммирование общества. И самый главный здесь класс – деятели культуры. Они являются опорой устойчивости системы, народ их слушает, но их же можно использовать для разрушения системы.

Потому сегодняшней власти в России надо менять культурную политику. Экономика вторична по отношению к культуре. А политика вообще третична. Конкурентоспособность города или страны зависит не от цены нефтедоллара, а от способностей культурной элиты. От того, что в головах у людей.

 

Николай Дулько, художник:

– Творческие люди амбициозны, потому всегда стремятся в столицы. В Твери отток творческих людей огромен. Важно задуматься, почему они уезжают? Как правило, у них претензии не к самому городу, а к отношению населения и властей к их творчеству. Многие, уезжая за пределы родного региона, продолжают его прославлять. Но возвращаться не желают, потому что ощущения нужности не находят. А это чувство главное.

 

Нина Метлина:

– На эту тему есть замечательный афоризм: творческие люди в неволе не размножаются.

 

Ефим Беренштейн:

– Настоящее творчество всегда происходит в глубинках. Наши писатели в поисках мысли уезжали в деревни. За границей то же самое. Вот «Биттлз» родом из Ливерпуля. А что такое Ливерпуль? Маленький портишко. А Стивен Кинг, самый богатый писатель современности, живёт сегодня в какой-то глуши, но уезжать оттуда не хочет. Там есть свобода. Нам нужно избавиться от комплекса провинциальности. Властям пора уже понять, что без культуры всё остальное цены не имеет.

 

Владимир Васильев, художник:

– Почему мы едем в Москву? Причина не в амбициях. А в общественной оценке. Возьмём  события этого года: Андрей Юдин выставился в Москве, Антон Горцевич выставляется в Москве, Жарков тоже давным-давно выставляется в столице. У нас с Николаем Дулько также намечается выставка в Москве. Почему так?

Смотрите: в течение года мы с Николаем плодотворно работали, на последних 5–6 наших проектах не было ни одного нашего канала; СМИ – только два издания: «Караван» и «Реноме». И это при том, что приглашаем на выставки даже не мы, а музей Салтыкова-Щедрина. А приди туда губернатор, прибегут сразу все СМИ. Без визита высоких гостей, получается, неинтересно?

 

Геннадий Климов:

– При губернаторе Дмитрии Зеленине был нормальный проект по Речному вокзалу, за который потом взялся Марат Гельман, – центр искусства. Было даже предложение сделать там музей тверского современного искусства. И это правильно: почему в музее, который содержится на наши деньги, никогда нет тверских? И тогда вопрос – у нас хватит сил и творческого потенциала организовать всё должным образом? Художников-то у нас много, но почему их деятельность незаметна на наших улицах? Почему у нас так серо и уныло?

Нина Метлина:

– У нас в Твери тверских художников никуда не пускают. 

Владимир Васильев:

– Не находят средств, я бы сказал. Вот был где-то год назад у губернатора Зеленина на приёме. Обратился с проектом разукрасить городской асфальт, что-то вроде «закатать в асфальт картины». Он, как человек креативный, идею поддержал, но отправил меня за уточнениями в другую структуру, оттуда меня направили к Шевченко, в департамент культуры. А она говорит: «Да, всё замечательно, но на этот год денег уже нет». А пришёл Марат Гельман из Москвы со своими идеями – и ему миллионы нашлись тут же.

 

Георгий Пономарёв, заслуженный артист России, актер Тверского академического театра драмы, председатель общества Михаила Ярославича Тверского:

– Никакая экономика, никакие ресурсы и запасы не спасут народ, если не будет самосознания нации, если это самосознание не будет опираться на культуру. В понятие «культура» входит не только понятие искусства, но и обязательно истории.

Если говорить о Твери, тверском крае и тверской культуре в целом, с чего это всё началось? С возникновения тверского летописного свода, с храма Спаса Преображения, с того, что князь тверской ввёл в своё обращение (и вообще в обращение мира) «князь Тверской и князь всея Руси». Это же задолго до московских князей появилось, и это признано. Наш князь, тверской, вышел на сражение и пытался поднять русичей с колен. И мы должны это понимать. Но как мы отдаём дань?

Прошлый год – год 740-летия со дня рождения Михаила Тверского. Мы смогли провести большой праздник в Удомле, нашли для этого финансирование. Мы вывезли туда выставку, посвящённую Михаилу Тверскому и жене его Анне Кашинской, показали моноспекталь «Михаил Тверской». Планы были прекрасные – мы готовы были выезжать в область безвозмездно, просили только одного: чтобы нас обеспечили транспортом.

И всё было согласовано с заместителем губернатора Дудукиным, но когда подошло конкретное время, договорённости сняли. Более того, нас заставили объяснять целесообразность наших действий и писать рецензию на спектакль, который с успехом идёт уже 20 лет!!!

 

Геннадий Климов:

– Потому что пришёл новый советник по культуре. И Ян Рамазанович из Рязани, видимо, не понимает, кто такой Михаил Тверской и какое значение этот образ имеет для Тверского региона. Между тем Михаил Тверской является святым покровителем Твери. Что тут ещё нужно объяснять?

Единственное, на чём ещё стоит заострить внимание, – мы не должны зацикливаться только на образе князя Михаила. Мы должны сделать исторический образ Тверского региона более фактурным. У нас есть для этого много возможностей.

В 2015 году – тысячелетие города Торжка, тысячелетие подвига первых православных святых Бориса и Глеба. Именно с Торжка стало распространяться по Руси христианство. Ещё один пример. Княжна Юлиания, внучка Михаила Тверского, родоначальница Ягилонов. Этот род лежит в основании всех современных королевских фамилий Европы. Нам пора расширять европейские связи и задуматься над тем, что мы представители Европы в России и можем эффективно представлять Россию в Европе.

.

Георгий Пономарёв:

– Геннадий Андреевич, мы пытаемся работать в этом русле, только у меня создается ощущение, что это надо сегодня единицам. Вот недавно Галина Гадалова (главный библиотекарь ОРК НБ ТвГУ. – Прим. ред.) написала замечательную книгу о матери Михаила Тверского. Но презентацию почти не осветили в СМИ. А это же огромное событие, это же не просто научная работа, а целое исследование, в котором отразились все культурные традиции русской земли. Не заметила этого события и региональная власть.

Вообще, мы стесняемся говорить вслух о роли Твери. Мы молчим о Бортеневской битве. Самый яркий пример, который возмутил меня до глубины души, – тот монумент, что установили на площади перед Законодательным Собранием. По поводу Михаила Тверского там написано: «Михаил Ярославич одержал победу в Бортеневской битве над врагами». Как «над врагами»? Это же первая, подробно описанная в источниках победа над Ордой! А мы пишем «над врагами» – и сразу же принижаем свою роль.

 

Ольга Пищулина, заместитель губернатора Тверской области с 1997 по 2011 год:

– Культурная сфера, безусловно, важна. Позволю себе напомнить дословный перевод этого термина – «возделывание, обработка». Далеко ходить не надо, говоря о влиянии культуры на человека. Вспомним предвыборную кампанию Владимира Путина. Силами кого она проводилась? Силами деятелей культуры.

Тема культуры всегда актуальна. Поэтому изменения в этой сфере должны начинаться с повышения статуса тех, кто занят в этой отрасли. Художники, писатели, историки, краеведы, актёры, музыканты – в подавляющем большинстве власть этих людей не знает. Это неправильно, что мы сегодня финансируем культуру по остаточному принципу. А между тем мы должны, напротив, менять государственную политику в отношении данной отрасли.

Второе, что мы должны сделать, – это обеспечить доступность культуры. В Твери есть прекрасные учреждения культуры – академический театр драмы, областная филармония, ТЮЗ и т.д., но отдалённым районам они не доступны.

Нужно понять, что культура – сфера важная. А местным СМИ необходимо создать особое настроение, тогда подтянется и власть. Да, в регион пришли новые руководители, но их надо влюбить в тверскую землю. В конце концов, Андрей Владимирович Шевелёв не единственный руководитель в регионе. В администрации есть люди, которые прожили на тверской земле много лет, которые знают её историю и её культуру.

Обеспокоенность состоянием культуры должна наконец проснуться повсеместно. Помочь в этом может и социальная реклама. Посмотрите: музей в Берново – единственный нестилизованный провинциальный музей Пушкина в России. Единственный! Какую там провели реконструкцию, как первозданно восстановили парк! Но кто об этом знает? Помню, ещё Зеленин дал задание, сути которого мы сначала, признаюсь, не поняли, а потом оценили всю разумность. На трассе Москва – Санкт-Петербург и на повороте на Ржев мы установили стелы, на которых написано «Берново. Старицкий район» и коротко рассказано, что это такое. При повороте на Князево на трассе стоит указатель «Лемешев». В Бежецком районе – стела «Музей А. Ахматовой». И, как свидетельствуют сотрудники музеев, посетителей стало больше. По этому пути надо идти дальше, пропагандировать и рекламировать.

 

Геннадий Климов:

– Если мы хотим экономического успеха и менее кондового населения, нам нужно поправить нашу ментальность, научиться ценить свою «особость», «непохожесть на других». Это закон территориального маркетинга и устойчивого развития территорий. Ресурсом развития может быть даже особость наших церквей. Они же у нас практически все построены в стиле неоклассицизма. Наши церкви совершенно отличаются от церквей Пскова или Москвы. И об этом тоже нужно говорить.

 

Николай Дулько:

– Немного издалека зайду. Буквально недавно была выставка в Москве, посвящённая дню освобождения Болгарии. Там присутствовал посол Болгарии, с нашей стороны был отец Геннадий Ульянич, настоятель храма в Сахарове. И когда речь зашла о Твери, когда говорили о фельдмаршале Гурко и его усыпальнице, они смотрели наши работы с восторгом, им казалось, что мы живём в чудесном городе. Приехав в Тверь, группа тверских художников обратились с письмом к мэру города Владимиру Бабичеву с просьбой помочь в проведении данной выставки в Болгарии. Ответа ждём до сих пор.

 

Геннадий Климов:

– К сожалению, мы, имея огромный потенциал и все шансы на успех, не хотим заниматься своим продвижением за рубежом. Потому предлагаю продолжать этот разговор, поднимать проблемы тверской культуры и искать возможности для их решения. В Твери нет общественных центров.

После того как власть имущие приватизировали последний зал на Рыбацкой, дела стали совсем плохи в смысле реализации общественных культурных инициатив. Губернатору Андрею Шевелеву неплохо бы прислушаться к мнению общественности и дать возможность в здании Речного вокзала людям культуры организовать действительно тверской центр искусства. Более того, сделать его главным центром, отвечающим за местное творчество. А наш круглый стол предлагаю трансформировать в координационный общественный совет для реализации этого проекта.

 

Ольга Пищулина:

– Предлагаю в следующий раз собраться с представителями творческих организаций области – членами Союза художников, дизайнеров, фотографов, журналистов и т.д. Если родом из Твери так много великих людей, почему мы это не пропагандируем? Как сказал Пушкин, «в Москве мы служили, в Тверской губернии мы любили». У нас здесь лучший генофонд. И нам стоит этим гордиться.

Екатерина НОВАКОВСКАЯ, Марина ГАВРИШЕНКО

294 0
Лента новостей
Прокрутить вверх