Тайна князя Владимира, Крестителя Руси

20.03.2012, 16:41

1000-летие со дня официальной смерти крестителя Руси киевского князя Владимира Святославича наступит в 2015 году. Именно с этого момента начался современный этап истории Руси (трёх ее частей — Белоруссии, России и Украины). Однако мы мало знаем о жизни этого человека. И не только жизнь князя-реформатора окутана туманом, но даже его рождение и смерть 

Владимир I Святославич (960 – 15 июля 1015) стал новгородским князем в 970 году, захватил киевский престол в 978 году. В 988-м выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель и Владимир Красное Солнышко. Сын великого князя Святослава Игоревича от рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги. 

Как сообщают Никоновская и Устюжская летописи, Владимир Святославич родился в селе Будутине, возможно, под Псковом (д. Будник), куда княгиня Ольга отослала беременную Малушу. О дальнейшей судьбе рабыни летописи не сообщают, а малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром своей бабки княгини Ольги. Воспитанием его занимался дядя Добрыня.

 

ДРЕВЛЯНСКАЯ КРОВЬ

Былины упорно величают Владимира Красным Солнышком. Подобное обращение повторяется с таким упорством, что уже никак не кажется просто поэтической случайностью. После смерти Владимира и убийства его сыновей Бориса и Глеба произошли загадочные события.

Конюшенным (при средневековых дворах эта должность соответсвовала премьер-министру) князя Бориса Ефремом Новоторжским в Торжке на реке Тверце создается христианская община Новой Торы, откуда христианство стало распространяться по всему северо-западу и Прибалтике. Здесь возник Борисоглебский монастырь в честь сыновей Владимира, которые стали первыми русскими православными святыми. 

Доселе доподлинно не известно, кем же была в действительности мать князя Владимира Малуша: рабыней-ключницей во дворце княгини Ольги в Вышгороде или княжной из рода древлянского князя Мала, восставшего против князя Игоря, мужа Ольги? Напомню, что древляне убили Игоря и были разорены войсками Киева. 

Если Малуша была простой наложницей князя Святослава Воителя, сына Ольги, то плод их любви – Владимир является обыкновенным бастардом, который в 18-летнем возрасте захватил престол в стольном Киеве. Если же Малуша была древлянской княжной, тогда дело представляется совершенно в ином свете. Ее брак с князем Святославом перестает быть банальным любовным приключением, а превращается в важный государственно-политический акт. Акт легитимизации правящей варяжской династии. 

Под этим углом зрения союз между родом Рюрика и древлянским княжеским родом Руси имел своей целью стабилизацию политической ситуации в средневековой Восточной Европе. В царе Владимире Святославиче народ начал видеть не потомка варяга, а наследника князя Мала, правящего в земле древлян испокон веков. После этого князь Киевской Руси Владимир стал сакральным потомком Даждьбога-Солнца, не случайно его стали называть Красным Солнышком. Это титул царей западных княжеств Руси – солнечной династии.

 

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ

В древние века князь на Руси не являлся верховным жрецом, но считался «отцом» всего народа. Рядом с ним всегда присутствовал старец, без совета которого молодой князь не делал ничего серьезного. И эта традиция сохранялась со времен потопа 12600 лет назад, когда общество приобрело социальное устройство на основе варн. Высшей варной было сословие волхвов. Древние цари имели звание «дважды рожденный».

Престарелый князь мог получить вторую жизнь после преображения в волхва. Обряд инициализации (перерождения) царя в древних религиях происходил на 13-й год правления. Однако в более поздние века этот обряд древние цари стали проходить в независимости от срока правления, а в возрасте 50–55 лет. В этом возрасте мужчины достигают такого уровня интеллекта, что становится возможна трансформация сознания, приводящая к раскрытию до поры дремлющего подсознания. 

В момент преображения человек получает сверхчеловеческое знание — из какого-то нечеловеческого источника. Люди испокон веков ищут для исполнения этого «обряда перехода» место, в котором человек впервые получил это сверхчеловеческое знание. Ищут центр мира, место встречи с Богом. Никто не знает, где этот центр находится. Есть вторичные центры мира, скажем Святая земля – Израиль, тибетские места. Но центр мира не известен, он спрятался до поры до времени. Самые посвященные, однако, уходили на север, на 35-й меридиан. На этом меридиане лежит Иерусалим, а на самом севере, в Белом море, находится Соловецкий архипелаг. Там и сегодня везде обнаруживаются загадочные лабиринты неизвестной архаичной цивилизации, и находятся православные мужские монастыри.

Именно по направлению от сегодняшнего города Торжка (который тоже примерно на 35-м меридиане) на север традиционно селились в лесах отшельники. Они жили там с самых древних времен, но с XV века стали именоваться на Руси «заволжскими старцами». Из этого центра отшельничества, видимо, возникли все четыре мировые религии. 

«Веки Трояновы» из «Слова о полку Игореве» и являются скрытым воспоминанием, в том числе о древнем сакральном соединении в единой Троице-Трояни: бога всего сущего, князя-волхва (верховного правителя), князя-воина и всех кровных людей.

Существует одна историческая версия, предложенная известным американским историком украинского происхождения Георгием Вернадским, сыном выдающегося ученого XX столетия, первого президента Академии наук Украины Владимира Вернадского. Георгий Вернадский в монографии «Происхождение Руси» (Оксфорд, 1959) сообщил, что к нему обращался Юрий Арбатский, исследователь византийской и древнерусской народной музыки, и поведал о чрезвычайно любопытном эпизоде, связанном с историей смерти князя Владимира.

В 30-х годах Юрий Арбатский путешествовал на Балканах. В Северной Албании он встретился с общиной православного монастыря в Эльбасане, которая подарила ученому древний пергамент с «рукськими письменами» о жизни Владимира Красно Солнышко. Согласно пергаменту, древний русский князь Владимир стал отшельником. Георгий Вернадский высказал предположение, что эта легенда могла возникнуть вследствие тайны, которой была окутана смерть Владимира.

 

ЗАГАДОЧНАЯ СМЕРТЬ ИЛИ ИСЧЕЗНОВЕНИЕ?

«Повесть временных лет» рассказывает, что великий князь почил летом 1015 года в селе Берестово возле Киева. Но бояре скрыли его смерть от народа и дружины. Даже погребение его решено было сделать в тайне. Покойника не стали выносить через двери, а ночью, сломав помост между двумя каморами, на веревках опустили на землю тело, завернутое в ковер, а потом отвезли в Киев, где и похоронили в Десятинной церкви.

За несколько лет до смерти Владимира его приемный сын Святополк устроил заговор. Заговор был раскрыт; Святополк, его жена арестованы и пребывали под стражей до самой смерти Владимира. В 1014 году поднял мятеж другой сын Владимира – Ярослав Новгородский (будущий Ярослав Мудрый). Он отказался платить в Киев ежегодную дань – 2 тысячи гривен. Это вызвало гнев Владимира, и он объявил о походе на Новгород.

Однако тут начинаются загадочные события. Владимир призвал в Киев своего любимого сына – Бориса, который после этого отправляется с войском против печенегов. 15 июля 1015 года Владимир неожиданно скончался. Власть в Киеве в отсутствие Бориса захватил Святополк, освободившийся из-под стражи. Смерть Владимира какое-то время хранится в тайне: «Умер же Владимир на Берестове, и потаили смерть его, потому что был тогда Святополк в Киеве», – рассказывает летописец. Позднее, когда исчезновение Владимира скрыть стало уже невозможно, он был похоронен в Киеве, в построенной им Десятинной церкви, при огромном стечении народа. Святополк, как старший после Владимира Рюрикович, по лествичному праву должен был занять киевский стол.

Русские люди начали чтить память князя Владимира уже в XI веке. Однако, по не вполне ясным причинам, официальная канонизация князя Владимира задержалась на два столетия. Отчасти это объяснялось, вероятно, тем, что его мощи не являлись чудотворными. И только в XIII веке происходит общецерковное причисление князя Владимира к лику святых. Этому способствовало то, что в день памяти святого Владимира (15 июля) была одержана победа в битве на Неве. Александр Невский разгромил шведское войско.

Мощи князя Владимира, как и княгини Ольги, разделили трагическую участь Десятинной церкви, разрушенной ордынцами в 1240 году. В 1635 году киевский митрополит обнаружил два саркофага, в одном из которых, по его предположению, находились мощи святого Владимира. Из гроба извлекли только голову и кисть правой руки. Куда делось остальное тело, осталось загадкой. Впоследствии голова князя была положена в главный храм Киевской Печерской лавры во имя Успения Пресвятой Богородицы, кисть – в Киевский Софийский собор. Часть святых мощей оказалась в Москве, в Успенском соборе. Однако современные исследователи ставят под сомнение подлинность этой находки. Подобные обстоятельства, по мнению Георгия Вернадского, и могли породить слухи о том, что князь Владимир не умер в 1015 году, и не его тело было похоронено в Киеве.

В XIX столетии подобная же легенда возникла после внезапной смерти императора Александра I. И тогда тоже распространился слух, что царь жив, но отошел от мирских дел и скрывается в далеком сибирском скиту под именем старца Федора Кузьмича… Это соответствует традиции древлян уходить в скиты по достижению определенного возраста.

 

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Если предположить, что Владимир Красно Солнышко прошел инициализацию – перехода во вторую жизнь по обряду древлян, княжной которых, возможно, была его мать, – то где он провел остаток жизни? На Балканах? Это не факт. Летопись из монастыря в Эльбасане могла рассказывать о том, что у князя Владимира была вторая жизнь, но не уточнять место. Мы об этом ничего не знаем. Но анализ событий, которые произошли после смерти (исчезновения) князя Владимира, скорее говорит о том, что он направился на север, на 35-й градус восточной долготы, к мировому Умфалу – линии, соединяющей Иерусалим и Соловки. 

Через несколько дней после гибели Владимира были убиты в разных местах его сыновья Борис и Глеб. Это кажется странным, ибо Борис и Глеб, младшие дети Владимира, прав на киевский стол в ближайшем будущем не имели. Оба убийства произошли далеко за пределами Киева. Свидетелями были Ефрем Новоторжский, преподобный основатель Борисоглебского монастыря в городе Торжке. Ефрем был по происхождению угр. Вместе со своими братьями Моисеем Угрином и Георгием они пришли в Киев. Братья поступили на службу к Борису, сыну князя Владимира.

В 1015 году на реке Альте вместе с князем Борисом погиб и брат Ефрема Георгий. Убийцы отрезали ему голову. Официальная и церковная история считает, что другому брату Моисею удалось спастись бегством и он стал монахом Киево-Печерского монастыря. Однако Киево-Печерская лавра – один из первых православных монастырей на Руси – основана только в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием. Моисей не мог в нем уединиться, так как монастыря в то время еще не существовало. Это, вероятно, было в ином месте. 

Ефрем, согласно летописям, прибыв на место убийства Бориса, нашел голову своего брата Георгия и взял ее с собой. Он удалился на север, на реку Тверцу, с тем чтобы там вести уединенную иноческую жизнь. Эти места были заселены угро-финнами и располагались на 35-м Соловецко-Иерусалимском меридиане. После того как возле Ефрема поселилось несколько монашествующих, он в 1038 году построил монастырь в честь святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Это было за 13 лет до образования Киевско-Печерской лавры. 

Братия избрала его своим настоятелем. Близ монастыря, расположенного неподалеку от волжского торгового пути с востока к Новгороду, был устроен странноприимный дом, где давался приют странникам. Известно, что Ветхий Завет, Пятикнижие Моисея, евреи называют Торой. Новая Тора – это Новый Завет, священная книга христиан. А жители Торжка до сих пор называют себя новоторами.

Скончался преподобный Ефрем в глубокой старости в 1053 году. В гроб, согласно его завещанию, была положена голова его брата, святого Георгия. Что-то мне подсказывает, что под именем Ефрема Новоторжского скрывался Владимир Красно Солнышко (Владимир Креститель). И тогда значит, что чудотворные мощи святого Владимира надо искать в Торжке.

 

ОБРЕТЕНИЕ СВЯТЫХ МОЩЕЙ

Исходя из этих предпосылок, святой Владимир прожил две жизни. До 55 лет он был воином, остальную жизнь – монахом. Умер в 95 лет.

Мощи преподобного Ефрема были обретены в 1572 году. Тело его было погребено в созданном им храме, в каменном гробе, высечённом из белого известняка его руками. Более пяти столетий святые мощи покоились в земле и остались нетленны и невредимы. Торжок неоднократно разоряли и сжигали, но обитель преподобного Ефрема оставалась невредимой.

В царствование Иоанна Грозного архиепископ Новгорода и Пскова Леонид проезжал мимо Торжка. В обители Ефрема он расспрашивал о его мощах. Когда братия указали место, где лежало его тело, владыка велел открыть гроб. Тотчас весь храм наполнился благоуханием от мощей преподобного, которые были нетленны. Немедленно поспешили сообщить об этом Ивану Грозному и митрополиту Московскому Корнилию. С этого времени установлены празднование памяти преподобного 10 февраля – день смерти и 24 июня – день открытия его чудодейственных мощей.

 

ЧТО ЖЕ НА САМОМ ДЕЛЕ ПРОИЗОШЛО В 1015 ГОДУ? 

Я иногда задумываюсь, по какому принципу древние летописцы отбирали события, которые они увековечивали. Летописи сообщают, что в 1015 году на реке Альте вместе со святым князем Борисом погиб и брат Ефрема Георгий. Убийцы по приказу Святополка отрезали Георгию голову, чтобы снять золотую гривну, которую он носил на шее.

Летописец как бы что-то не договаривает или намекает. Мало ли слуг было убито в это смутное время. Но летописец подчеркивает, что на шее, казалось бы, простого слуги Георгия была важная золотая гривна. Что это? Знак княжеской власти? Посвященным это много говорит, а простолюдины не поймут. 

Может, это был княжеский ярлык, отданный Владимиром своему сыну Борису? Тогда Ефрем (в первой жизни – Владимир Красно Солнышко) привез в Торжок голову своего любимого сына Бориса? Тогда, может быть, и Глеб не погиб и скрывался на берегах Тверцы? Выходит, совершенно иначе можно посмотреть на святого Аркадия, что был учеником святого Ефрема. О нем известно мало. Только то, что он скончался в Торжке: он изображается и вместе с преподобным Ефремом и отдельно в виде юноши, в монашеском одеянии. 

Глеб, в отличие от Бориса, жил в то время в Муроме. Путь из Мурома в Киев был возможен только по рекам. Под Смоленском в то время были волоки из волжского бассейна в «днепровский» бассейн. Именно там ждало Глеба известие из Новгорода от брата Ярослава о намерениях Святополка его убить.

Согласно летописи, Глеб, возможно, не поверил Ярославу и возвращаться в Муром не стал, а продолжил путь. И в паре километров от Смоленска, на речке (тогда еще речке) Смядынь был зарезан собственным поваром. Тело Глеба бросили на берегу, там же, где было совершено убийство: «И положили его в дубраве, между двумя колодами, и прикрыли, и рассекли кораблец его, и отошли убийцы злые». Здесь тело Глеба пребывало в течение долгого времени, пока Ярослав не повелел перенести его в Вышгород и похоронить с честью возле церкви Святого Василия, рядом с телом его брата Бориса.

Но принадлежало ли найденное тело Глебу? Не факт. От места предполагаемой гибели Глеба до Торжка совсем недалеко. А заподозрить подмену по разложившемуся трупу тоже никто не мог. Тогда сын Владимира Борис был убит, а Глеб дожил с ним до старости? Выходит, вместо Бориса и Глеба похоронили Ефрема и Георгия, слуг Бориса? А их третий брат монах Моисей знал о подмене и молчал? Похоже, что о подмене знал и новгородский князь Ярослав, получивший со временем имя Ярослава Мудрого. 

 

НОВОЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЕ МОЩЕЙ

Процветание Борисоглебского монастыря в Торжке продолжалось до коммунистического переворота 1917 года. В 1919 году уполномоченные наркомата юстиции вскрыли гробницу, обнаружили рядом с мощами преподобного Ефрема ещё одну голову, о чём был составлен специальный протокол. В 1925 году братию распустили, а в монастыре на целых полвека разместили тюрьму строгого режима. При этом мощи Ефрема пропали. В 1993 году было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и Православной церковью. В 1995 году монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В 2010 году житель Тверской области Юрий Харитонов предпринял попытку отыскать мощи святых Ефрема, Георгия и Аркадия Новоторжских, которые, судя по всему, являются истинными мощами крестителя Руси князя Владимира и его сыновей Бориса и Глеба. По свидетельству бывшего ктитора городского собора Преображения Господня в Торжке Виктора Захаровича Смирнова (он установил это еще в 1957 году), мощи Ефрема и Аркадия были перенесены в Храм Благовещения, что в Торжке на горе на Ржевской улице. В 1937 году мощи ночью на грузовике были вывезены в неизвестном направлении неизвестными лицами.

Была высказана версия, что мощи в Калинине (Твери) в музее, в подвале здания Вознесенской церкви на улице Советской. Однако уже в наше время появилась информация, что мощи Ефрема Новоторжского (князя Владимира) выставлялись в экспозиции 1971 года в Казанском соборе – тогда Государственном музее истории религии атеизма. Об этом сообщил бывший сотрудник ГМИР. 

 

ОНИ РЯДОМ С НАМИ. КОГДА ОНИ ОБЪЯВЯТСЯ?

В 2010 году депутаты Государственной Думы РФ Александр Тягунов и Владимир Васильев обратились к директору музея Б.С. Аракчееву с просьбой предоставить информацию о пропавших мощах святых. Через месяц директор музея написал, что в учетной документации музея отсутствуют сведения о поступлении из Борисоглебского монастыря и Спасо-Преображенского собора Торжка мощей Ефрема и Аркадия. Парадокс в том, что они и не могли быть в этой описи! Вначале они попали в Московский музей истории религии и атеизма, а после его закрытия в 1946 году мощи многих православных святых в нескольких вагонах были доставлены в Ленинград. То есть поступили они из Москвы. Хранитель музея даже не стал вникать в суть запроса депутатов ГД.

Между тем существует подробное описание мощей, которое было сделано чиновниками Губисполкома 5 февраля 1919 года. Череп, принадлежащий Ефрему, имеет с правой стороны пролом неправильной формы. Часть его с правой стороны лба и около глаза покрыта присохшей сухой кожей. Кисти рук небольшой величины. На левой руке отсутствуют две пястных кости – 4-я и 5-я. Осмотр освидетельствовал врач В. Фрей.

В 2015 году будет 1000-летний юбилей этих событий. Откроется ли до этого вся правда? 

Геннадий КЛИМОВ

2576 0
Лента новостей
Прокрутить вверх