Газета «Караван+Я» помогает строительству двух новых тверских храмов. Один, в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», – в спальном микрорайоне «Южный» в Твери; другой, Знаменский храм в Савватьево, – в 14 км от Твери, на месте древнего монастыря Савватия Оршинского
Святой Савватий проповедовал учение о Фаворском свете, которое лежит в основе православной доктрины Преображения. Недавно в Савватьево был знак свыше: в 2010 году, в праздник Преображения Господня, были обнаружены мощи святого Савватия, которые пролежали в земле более 600 лет. А 25 марта 2012 года по благословению отца Андрея Егорова над церковью, в которой будут храниться мощи святого Савватия, был воздвигнут крест.
Крест, который установили на храме, – «родной», со старинного, разрушенного в 30-е гг. Знаменского храма в Савватьево. Он торчал, проржавевший, за новым храмом – считалось, что это остатки монастырского погоста. Но выяснилось, что ржавый крест за храмом – церковный крест. Кузнец, который его реставрировал, уверен, что он выкован в Средневековье, мастерами, которые ковали мечи.
ВАЛАКХИЛЬИ И СИДЫ
Из древних арийских книг мы знаем, что в отрогах Валдая в верховьях Волги издавна обитали валакхильи. Их история уходит к временам Ноя. Собственно, название происходит от имени Вала (Вола). Так звали Всевышнего в астрологическую эру Тельца (Вола), примерно 4–2 тысячи лет до н. э.
В мифологии валакхильи – это мудрые карлики (число их, как правило, 60 000), происходят от племени сидов. Эти существа, по описанию древних книг, были способны летать. Они почитаются за свою чистоту и добродетель; считается, что насмешка над ними не проходит безнаказанной даже для богов.
Сиды сохранились почти до современности на реке Сить – на северо-западе европейской части Российской Федерации, в Тверской и Ярославской областях. Исток Сити – в отрогах Бежецкого Верха в районе села Сабурово (Сонковский район Тверской области). В бассейне реки обитала небольшая этническая общность, получившая название «сицкари», или «сискари». Еще во второй половине XIX века этот народ активно изучался этнографами. По разным оценкам в XIX веке сидов оставалось 500–2000 человек. Для них был характерен специфический диалект, они составляли особый этнический тип (невысокие блондины или рыжие). Промысел – производство деревянных судов для Волги.
От племени сидов происходят многие семитские и другие поволжские народы. Сид в ирландской мифологии – потусторонний мир, населённый туатами. Это также название холмов, поскольку считалось, что именно в них находится мир этого народа. Отличались сиды необычайной красотой. Надо сказать, что вся эта местность на реках вокруг Валдая хранит до сих пор огромное количество волотов (курганов), которые вероятно и были жилищами сидов.
ФАВОРСКИЙ СВЕТ
Традиция валакхильев, обитавших в лесных скитах по северу Руси, с приходом христианства была на некоторое время прервана. Ее возобновили православные монахи в конце XIV века уже н. э. Тогда на Руси появились иноки, которые стали жить в лесах в землянках. Это были христиане-исихасты, проповедники учения о Фаворском свете.
В XIV веке учение было принято православием: Бог непознаваем в Своей сущности, но Он выявляется благодатью – божественной энергией, изливаемой Им в мир. И некоторые люди, достигшие определенного уровня совершенства, могут видеть этот свет, видеть Бога уже здесь, на земле.
Как учил идеолог исихазма Григорий Палама (1296–1359), Иисус Христос есть Свет, а Его учение есть просвещение людей. Светозарность Иисуса Христа непостижима и несказанна. Он – «неизреченно сияющий».
Этот божественный свет был показан Иисусом Христом ближайшим ученикам на горе Фавор: «…взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. И вот, явился им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (Мф. XVII,1–3).
ПЕРВЫЙ ХРАМ
После появления в Твери в конце XIV века Савватия Оршинского отшельники вновь стали заселять север Руси. Так возникли православные «заволжские старцы».
Церковь иконы Божией Матери «Знамение» построена на месте существовавшей с конца XIV в. Савватьевской пустыни. Первый монастырский храм преподобный Савватий поставил по особому откровению свыше на том месте, где он увидел сияющий нетварным светом животворящий Крест Господень. Первоначально это была деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Надо думать, этот храм был первым на Руси (!) с таким посвящением, так как образ Богородицы «Неопалимая Купина» стал известен на Руси только в 1390 году, когда икону принесли в Москву с Ближнего Востока те самые «палестинские иноки», среди которых, предположительно, был Савватий.
Недаром «палестинских иноков» Бог привел на север. Именно здесь, на Верхней Волге, обитали и совершали свои религиозные практики арийские мудрецы валакхильи. Это земля Ноя.
В 1936 году весь архитектурный ансамбль монастыря был варварски разрушен.
Возрождение святой обители началось в 2000 году. 19 августа 2009 года были обнаружены мощи Святого Савватия Оршинского и его ученика святого Евфросина. Удивительный знак в том, что в этот день Православная церковь празднует день Преображения Господня. Сегодня в подполе перестраиваемой церкви была устроена келья для мощей святых.
Геннадий КЛИМОВ