Поэт, филолог, преподаватель тверских вузов Ефим Беренштейн выступает в библиотеке им. А.М. Горького с циклом лекций о творчестве малоизвестных, но выдающихся поэтов-авангардистов XX века. 21 марта читатели узнали о «человеке-оркестре» Илье Зданевиче
ТРИ СЕСТРЫ ПЛЯСАЛИ ВМЕСТЕ
«Если в искусстве не быть Пушкиным, Расином или Гете, то стоит быть только Зданевичем», – в начале своего увлекательного рассказа Ефим Павлович процитировал писателя, литературоведа Виктора Шкловского.
– Говоря о футуристах, не могу не вспомнить строки Хлебникова: «Неумь, разумь и безумь – Три сестры плясали вместе», – в этих словах теория творчества Платона, Новалиса, Ницше, для которого танец – знак восхождения к запредельному. Поэт Крученых ввел слово «заумь», то есть «сверхразум». А поэзия всегда сверхразум.
В качестве иллюстрации Ефим Беренштейн прочитал стихотворение Зданевича «Ослиный бох»:
свачай жмец сус свячи
шлячай блец нюс нюхчи
псачай
заличи…
Во Всемирный день поэзии в зале библиотеки собрались люди разных возрастов и эстетических предпочтений. Когда Беренштейн читал стихи, кто-то удивленно-иронически шепнул: «И где же здесь «сверхразумное»?» – понравилось – не понравилось, но заинтересовало.
ЧЕЛОВЕК-ОРКЕСТР
– Удивительно, что русский футуризм вышел из провинции: Бурлюк – из Харьковской губернии, Хлебников – из Астраханской, Крученых – из Херсонской, Маяковский – из села Багдади в Грузии, а Зданевич – из Тифлиса (ныне Тбилиси), – сказал Ефим Беренштейн.
Илья Зданевич родился в 1894 году. Его отец был поляк, преподаватель французского языка, а мать – грузинка, пианистка, ученица Петра Ильича Чайковского; «гремучая смесь». Не удивительно, что их старший сын Кирилл стал художником, а младший Илья – поэтом. Впрочем, Зданевич тоже всегда был кровно связан с живописью.
В 1913 году в Петербурге на выставке «Мишень» он впервые представил России ныне легендарного Пиросмани (песня на стихи Андрея Вознесенского «Миллион алых роз» именно об этом грузинском художнике). О «лучистах» Наталье Гончаровой и Михаиле Ларионове Зданевич написал книгу.
Как и многие футуристы – Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников – поэт хорошо рисовал и внес свой вклад в развитие искусства книги. О текстах Зданевича Беренштейн сказал так: «Это трудно читается – это видится». Ефим Павлович раскрыл сборник Зданевича «Философия футуриста: Романы и заумные драмы» – проект специализированного издательства «Гилея», название которого отсылает к легендарной футуристической группе. Буквы разных размеров и шрифтов в каком-то ритмическом порядке расположены на странице, будто исполняют тот самый ницшеанский танец.
Судьба поэта так же удивительна и неожиданна, как и его творчество.
– Во время Первой мировой войны – Второй Отечественной, как ее тогда называли, – Зданевич работал в Турции корреспондентом, – рассказал Ефим Беренштейн. – Он имел дерзость писать в столичные газеты о зверствах русских воинов по отношению к мирному турецкому населению. Там же познакомился с британским журналистом Морганом Филипсом Прайсом. Впоследствии на жизненном материале возникнет эпистолярный роман «Письма Моргану Филипсу Прайсу».
В 1920 году Зданевич эмигрировал и вплоть до своей смерти в 1975 году жил во Франции. Его друзьями были легендарные люди, без которых невозможно представить себе XX век: Пабло Пикассо, Марк Шагал, Сальвадор Дали, Андре Бретон, Макс Эрнст… Знаменитая Коко Шанель, салон которой Зданевич декорировал, была крестной матерью его дочери Мишель. Французский поэтический дадаизм («дада», по словам Беренштейна, это что-то вроде нашего «агу») создавался с участием Зданевича.
Ильязд – под таким псевдонимом русский писатель известен во Франции – пишет роман «Парижачьи», который вдохновил испанского режиссера-сюрреалиста Луиса Бунюэля на фильм «Скромное обаяние буржуазии». А роман «Восхищение», наряду с известными классическими произведениями, неожиданно вошел в двадцатку лучших романов XX века – по версии журнала «НЛО» («Новое литературное обозрение»).
Илье Зданевичу принадлежит термин «всёчество» – и его творчество представляло такой синтез всевозможных литературных тенденций ХХ века: символизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, концептуализм…
– Все это было в нем органично, – сказал Ефим Беренштейн. – Зданевич никогда не плелся в хвосте, но и никогда не бежал впереди паровоза.
P.S. Оцифрованную копию книги Зданевича 1923 года «лидантЮ фАрам» можно увидеть на сайте Международного архива дадаизма (университет штата Айова).
В 2012 году исполняется 130 лет со дня рождения русского футуриста Давида Бурлюка и 50 лет со дня смерти американского поэта-экспериментатора Эдварда Каммингса. Ефим Беренштейн продолжит серию лекций о выдающихся авангардистах.
Дмитрий КОЧЕТКОВ